На перроне железнодорожной станции города Гжатска Смоленской области стояла пожилая женщина. Прохожие оглядывали её с удивлением: старая телогрейка, наброшенная поверх лёгкого цветастого халата, на ногах — домашние тапочки. Загудела электричка на Москву. Женщина не по возрасту бойко, как будто спеша, запрыгнула на подножку и исчезла в дверях поезда. Звали эту женщину Анна Тимофеевна Гагарина. И она действительно очень спешила. По радио передали, что её сын, Юрий Гагарин, полетел в космос! Бросив домашние дела, как была — в халате и тапках, Анна Тимофеевна помчалась на вокзал — в Москву, где жил Юра. Отец Юрия, Алексей Иванович, в тот день с раннего утра плотничал в колхозе. Когда кто-то из знакомых спросил, не его ли сын полетел сегодня в космос, он ответил: «Мало ли на свете Юрок Гагариных?» А когда узнал, что это действительно «его» Юрка — то пешком, не дожидаясь попутной машины, по грязи прошёл 12 километров до города. Такую реакцию родителей нетрудно понять: вот так неожиданно узнать, что сын отправился в неизведанное космическое пространство, где прежде ещё никогда не бывал человек!
Родители любили Юрия горячей, трепетной любовью. И сын отвечал им тем же. Именно из-за любви к отцу и матери Гагарин решил не сообщать им о том, что 12 апреля 1961 года он станет первым в истории человечества космонавтом. Юрию Алексеевичу не хотелось их заранее волновать. Через несколько лет, в своих воспоминаниях Гагарин напишет, что всем, чего достиг в жизни, обязан матери. А отца назовёт своим непререкаемым авторитетом, мудрым человеком, научившим его жить честно и помогать другим, как бы тяжело ни было тебе самому.
Анна Тимофеевна тоже оставила воспоминания о сыне. В её мемуарах много трогательных, очень личных моментов. Например, она пишет о том, как любила целовать маленькие пальцы на ножках новорождённого сына. Или о том, как по вечерам отец рассказывал Юре сказки. Особенно нравилась мальчику история про чудесный корабль, который мог подниматься в небо.
Любовь к сыну у Анны Тимофеевны и Алексея Ивановича проявлялась по-разному. Мать была ласковой, мягкой, а отец — строгим и требовательным. Но никогда не ругался, и даже в строгости его всегда сквозила доброта. Например, когда Юра прислал родителям свою первую зарплату, Алексей Иванович ворчал: «Ишь, чего выдумал! Лучше бы себе, что необходимо, купил!» Но поступком сына остался доволен. А однажды Юрий приехал в отпуск из лётного училища в небрежно расстёгнутой гимнастёрке. Отец молча взглянул на него, и сын всё понял без слов — мгновенно застегнул пуговицы, как полагается военному.
Для миллионов людей во всём мире Юрий Гагарин был недосягаемой легендой. А для Анны Тимофеевны и Алексея Ивановича он всегда оставался сыном, который нуждался в их заботе, любви, наставлениях. Когда Юрий решил вступить в брак, они дали ему мудрое родительское напутствие: женись крепко, на всю жизнь, как мы.
Родители Юрия Гагарина прожили вместе 50 лет. Они научили сына упорно трудиться, но не кичиться достижениями, быть скромным, честным и отзывчивым. Именно таким первого космонавта Земли навсегда запомнили миллионы людей.
1 января. О взаимосвязи мудрости и мира в душе
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою».
О взаимосвязи мудрости и мира в душе — священник Николай Дубинин.
1 января. О праздновании христианами светских новогодних праздников
Сегодня 1 января. Первый день Нового года.
О праздновании христианами светских новогодних праздников — священник Роман Федотов.
1 января. О молитве мученику Вонифатию Тарсийскому
Сегодня 1 января. День памяти Мученика Вонифатия Тарсийского, жившего в третьем веке.
О молитве святому — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.