
«Мой самый главный оплот в этой жизни» — так говорил о своей жене, Елизавете Алексеевне, знаменитый авиаконструктор Игорь Сикорский.
Игорь и Елизавета познакомились в Соединённых Штатах Америки, где оба оказались после Октябрьской революции 1917-го года. Лиза Семёнова покинула родину вместе с полевым военным госпиталем, в котором трудилась медсестрой во время Первой мировой войны. Игорь Иванович Сикорский был успешным изобретателем, авиаинженером, работал над созданием первых отечественных самолётов — «Русский витязь» и «Илья Муромец». Уехал он после того, как большевики закрыли завод, где он работал. Судьба свела будущих супругов в Нью-Йорке, в школе для эмигрантов — Елизавета преподавала там английский язык, а Игорь устроился учителем математики. В чужой стране он долгое время не мог вернуться к любимому делу — авиастроению, и зарабатывал на жизнь, как мог.
Игорь и Лиза полюбили друг друга сразу. В своих мемуарах Сикорский напишет, что как только увидел Лизу, её ясные глаза, полные кротости и доброты, то почувствовал, что она предназначена ему самим Богом. Они встречались по выходным, гуляли по улицам Нью-Йорка, ели мороженое в Центральном парке. Елизавета сразу разглядела в нём гения. Она видела целеустремлённость Игоря, то, как горят его глаза, когда он рассказывает о своих конструкторских идеях. И была готова разделить с ним любые трудности, заботиться, оберегать. А Сикорский долго не решался заговорить о браке — ведь всё, что он мог предложить будущей супруге, кроме своей безграничной, искренней любви, — 80 центов в день на расходы и крошечную арендованную комнату.
В 1924 году Игорь Иванович всё же отважился сделать Лизе предложение, которое девушка с радостью приняла. Молодожёны поселились... на куриной ферме в Лонг-Айленде. Именно там Сикорский вместе с маленькой группой единомышленников-энтузиастов наконец-то приступил к сборке самолёта по собственному проекту. Денег не было, и строили буквально из того, что попадалось под руку. В ход шли детали от старых машин, металлолом... Затея порой начинала казаться утопической даже самому Сикорскому. Но Елизавета верила в мужа, подбадривала, не давала унывать. И чудо произошло: первый американский самолёт Сикорского поднялся в воздух.
Вскоре Игорь Иванович и его помощники зарегистрировали авиаконструкторскую фирму и открыли завод. Любимое дело стало приносить деньги, и семья Сикорских переехала в собственный дом в городе Стратфорд, штат Коннектикут. Там у Игоря Ивановича и Елизаветы Алексеевны родились четверо сыновей. Жена изобретателя взяла на себя всю заботу о детях и домашнем уюте. Сикорский пропадал на заводе, порой возвращался домой за полночь. А на столе его всегда ждал горячий ужин. Елизавета Алексеевна знала, чем порадовать мужа — больше всего на свете гений авиастроения любил... жареную картошку.
У Игоря Ивановича и Елизаветы Алексеевны было много общих интересов. Оба любили классическую музыку и литературу, часто играли друг другу на рояле или читали вслух. Но, главное, супругов объединяла вера в Бога. Вечерами они вместе молились, а по воскресеньям посещали богослужения в Свято-Никольском храме, который был построен в Стратфорде на пожертвования Сикорских. Там же, в Стратфорде, Игорь Иванович написал богословскую работу — книгу под названием «Отче наш. Размышления о молитве Господней». Он посвятил её жене, Елизавете Алексеевне Сикорской — в благодарность за помощь и поддержку.
Сикорские прожили в счастливом браке 48 лет. После смерти Игоря Ивановича Елизавета Алексеевна посвятила себя попечению об их любимом Свято-Никольском храме, где когда-то супруги вместе молились друг о друге.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер