Адрес храма мучеников Адриана и Наталии:
129337, Москва, Ярославское шоссе, дом 61, корпус 1 (по старой нумерации – дом 95)
Телефон: (499) 183-27-92.
E-mail: info@adrian-i-natalia.ru
Проезд:
от станции метро "ВДНХ": автобусы 136, 172, 244, троллейбус 76 до остановки "Школа";
от Ярославского вокзала: электропоездом до платформы "Лосиноостровская".
История храма
Церковь, о которой мы сегодня расскажем, в своем роде уникальна. И уникальна тем, что освящена в честь священномучеников Адриана и Натальи. Иных церквей в честь этих мучеников в столице нет. Да и в других местах их немного.
В 4-м веке нашей эры в Малой Азии проживали молодые муж и жена – Адриан и Наталия. Адриан, будучи язычником, занимал достаточно высокий пост, жена же его была тайной христианкой. И однажды, присутствуя при истязаниях христиан, Адриан, пораженный их самоотверженностью, уверовал в Христа и во всеуслышание заявил об этом.
И в итоге принял мученическую кончину, последовавшую за ужасными пытками. Спустя немногое время на гробе мужа скончалась и Наталия.
Церковь же мучеников Адриана и Наталии заложена была в самый канун первой мировой войны, 22 июня 1914-го года. А освящена спустя 2 года, 2 апреля 1916-го.
Построили церковь был построен между посёлками Торговых служащих, Дубняки и Красная Сосна, рядом со станцией Лосиноостровская Ярославской железной дороги. Деньги на строительство - 15 тысяч рублей - выделил потомственный почётный гражданин Москвы Александр Иванович Иванов, а вот собственную землю – более полутора тысяч квадратных саженей пожертвовал крестьянин Сергей Иванович Карпов.
Проект здания разработали архитектор Глазов и инженер Фоминский.
Построили храм из красного кирпича в неорусском стиле с использованием, как считается, мотивов псковской архитектуры. Это однокупольный храм с тремя апсидами, завершённый световой (с окнами) ротондой. С запада – весьма оригинальная двухъярусная колокольня, увенчанная тремя луковичными главками.
Церковь святых Адриана и Натальи никогда не закрывалась, а потому в первоначальном виде сохранилось ее внутренне убранство: иконостас, киоты и росписи интереьера.
В 1990-м году с запада соорудили новую звонницу.
И вот еще чем славна церковь. Помимо частицы мощей Адриана и Наталии, здесь еще хранятся святыни, которые долгие годы собирал настоятель храма протоиерей Николай Дятлов. Их, святынь, если вообще в таком случае уместен подсчет, около 70-ти.
И поклониться им вы можете в Церкви Адриана и Наталии у станции Лосиноостровская в Бабушкино.
Адрес сайта: http://adrian-i-natalia.ru/
Схема проезда:
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.