
Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
Гал., 207 зач., III, 15-22.
Глава 3.
15 Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. 16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.
21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона; 22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Тема двух видов праведности — праведности от закона и праведности по вере — одна из самых частых у апостола Павла. И это не случайно: именно здесь скрываются глубокие смыслы, отличающие христианство как таковое не только от иудаизма, но и от многих других религий.
Чтобы лучше разобраться, я бы предложил образ семейных отношений в браке. Законный брак имеет вполне определённые рамки, определённые как юридическим правом, так и представлениями в обществе. Супруги должны заботиться друг о друге, не изменять, воспитывать детей — и этот список можно продолжать долго. Пере-ступание через эти рамки — есть преступление. И это — понятно.
А вот теперь интересный вопрос. Может ли без нарушения рамок законодательства и даже общественных представлений жизнь в браке превратиться в сущий ад? Конечно же, может. Увы, но перед глазами — далеко не редкие случаи, когда с внешней точки зрения, в семье всё кажется благополучным — а души супругов — словно горькая, растрескавшаяся от засухи бесплодная земля. Причина одна: любви нет. Каждый тянет свою лямку — рамки закона удерживают от крайностей — но жизнь давно стала бесцветной и безвкусной. Муж жене говорит: я на вас всех пашу с утра до вечера. Жена парирует: а я на обслуживание вас всю жизнь потратила. И что? Никакой благодарности! Закон действительно помогает не разрушиться такой семье — но вот счастья не гарантирует, да и вообще дать его не может.
И совсем другую ситуацию мы видим в семье, где супруги прежде всего думают друг о друге, где-то сталкиваются мнениями, где-то уступают один другому, одним словом — идёт постоянный процесс узнавания друг друга, пере-открытия — даже если и прожили вместе не один десяток лет. Почему? Потому что они хотят любить друг друга, и ценность этой любви для них первична: они её берегут, следят, чтобы огонек не затух даже при самых неблагоприятных условиях. А внешние рамки законного супружества для них — мало что значат: потому что их любовь сама по себе — гарант не только верности друг другу, но и источник счастья. Все внешние рамки здесь — не более, чем «виртуальные границы», которые для них не интересны — потому что они и близко к ним не подходят: а зачем?
Праведность по вере тем и отличается от праведности по закону, что только в ней может во всей полноте раскрыться душа человека навстречу Богу — к чему и призывает сегодня нас апостол Павел!
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема