Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу, 28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса
В сегодняшнем чтении мы слышим часть проповеди апостола Павла, которую он произнес в синагоге Антиохии Писидийской. Сам факт проповеди в таком месте означает, что тематика речи должна быть совершенно особенной. Апостол обращается к своим братьям по рождению, он еще не потерял надежды и не разочаровался, он желает их обращения и старается убедить их в том, что Иисус есть Христос, то есть Мессия, тот Помазанник, которого иудейский народ ждал не одно столетие.
Как это обычно бывало, апостол начинает свою речь издалека. Он говорит о призвании народа еврейского из земли египетской. Говорит о поставлении Саула и затем Давида. Наконец, он говорит об Иоанне, которого в народе называли Крестителем, и который действительно проповедовал крещение покаяния. Он напомнил слушающим, что сам Иоанн, человек явно пророческого духа, незадолго до смерти спросил учеников, за кого они его почитают и не только отрицал свое мессианство, но что более важно, утверждал мессианство того, кто идет за ним.
Конечно, все знали, когда Иоанн проповедовал и кем он был. При этом те, кто доверял ему, оказывались перед фактом его свидетельства об Иисусе, как о Христе. Опираясь на слова Иоанна Крестителя апостол говорит уже более определенно, утверждая, что слово спасения уже послано в мир. Однако «жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его» осудили на смерть и даже похоронили... Только Бог воскресил Его, дабы обетование данное отцам еврейского народа было исполнено.
Собственно, похожую речь апостол повторял перед многими иудейскими общинами в римской империи. Но удивительно скорее не то, что он говорит, но то как именно он строит свою речь, на чем делает акцент.
Обратим внимание, что перед ним люди, большинство из которых в упоминаемых событиях никак не участвовало. При этом их сознание было настолько общинным, что наказания и награды, праведные и неправедные поступки они ощущали как нечто общее. Однако, произнося, может быть, самые страшные для иудейского сознания слова, слова о том, что Мессия, которого ждали веками был неузнан и убит, апостол никого не обвиняет. Он крайне деликатен и говорит так, чтобы не настроить людей друг на друга, чтобы не давить лишним чувством вины...
Но говорит он так не только потому, что любит своих близких. Его слова проникнуты настолко сильной верой в воскрсение Иисуса Христа, что любой сразу понимает: ничего не кончилось, дорога к примирению и принятию Мессии открыта, потому что Он жив, Его воскресил Господь.
В таком снисходящем отношении друг к другу нам стоит увидеть пример. Когда ближний неправ, когда он совершил грех и этого уже не исправить, оказывается очень важным не давить на человека постоянным чувством вины, но открывать для него надежду ни исправление. Подумать только, мы так часто говорим о вине всех тех, кто восстал против Христа и добился Его смерти, однако апостол говорит лишь о том, что они не узнали Его. Он не оправдывает грех и несомненно знает, что возможность узнать была, но вместо того, чтобы обострять конфликт и подчеркивать вину, он говорит так, что становится очевидно: путь покаяния открыт.
Ничего не меняется. Мария Чугреева
«Покайтесь, потому, что приблизилось Царство Небесное!» Это — слова Спасителя, которые он произнес после Крещения.
Мы часто исповедуемся, пишем наши грехи на бумажке, или произносим вслух, на общей исповеди или один на один со священником. Только это просто констатация факта совершения грехов. Грешен, грешна, батюшка. А дальше по списку... Но список, как правило, не меняется и меньше не становится. И от исповеди до исповеди из года в год... Исповедь — как бы допуск к Причащению. Вроде бы, все так, мы постимся, очищаем душу перед тем как вкусить святые Дары — тело и кровь Христову. Но не происходит главного. Мы не меняемся.
Я наблюдаю за собой, и вижу, что раз от падаю примерно на одном и том же. Мои слабые мести. Противник знает их. И в каждом новом поединке оказывается сильнее. Снова проявляется то, в чем совсем недавно исповедовалась.
Проблема в том, что осознание греха — это постановка диагноза, а лечение души — то самое изменение, которого как раз и не происходит. Потому, что перечислить грехи значительно легче чем ежедневно бороться с духовной расслабленностью, ленью, раздражительностью, обидчивостью, злопамятством.
Мы как бы идем по накатанной, от воскресенья до воскресенья, от исповеди до исповеди. Поэтому так важно не просто перечислять мысли и поступки, отделяющие нас от Бога, предваряя это фразой «грешна, батюшка», а все-таки шаг за шагом стараться избавляться от болезней души. Стараться пусть в малом, но поступить иначе, по Божьи. И конечно, молиться! Ведь без помощи Божией изменить себя невозможно. Укрепи нас в этом, Господь.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Вставай. Мария Чугреева
Все мы, наверное, замечали: как только кажется, что ты со всеми в мире, в душе радость и покой, Господь помогает в твоих делах и все безмятежно, тут же происходит какое-то событие, выбивающее тебя из состояния равновесия. Христиане называют это искушением.
Недавно я говорила с одним священником на данную тему и сетовала на то, что вслед за подобными «падениями» у многих возникает уныние и даже отчаяние. Как это могло случиться? Я так старалась или старался? Священник ответил просто — искушения посылаются нам для смирения. Ведь какую, казалось бы нам большую работу мы не проделывали, она все равно ничтожно мала. Ведь мы — люди, а значит — грешные, немощные. Поэтому, когда нам кажется, что мы поднялись на какую-то духовную ступеньку тут же, как в детской игре ошибаемся, и это отбрасывает нас на несколько позиций назад. Вопрос в другом: как относиться к собственным падениям? Можно спрашивать себя, как со мной это могло произойти? А можно сказать: «Да, так случилось, но я поднимусь, встану и снова сделаю шаг навстречу Богу», а Он, видя мою немощь и неспособность что-либо сделать без Его помощи, обязательно поможет, поддержит.
И тот самый батюшка привел в пример двух предавших Христа людей — апостола Петра и Иуду. Только один покаялся, и Господь принял его в свои объятья, а позже и прославил, а другой по гордыне совершил страшный грех, отказавшись от самого главного Божественного Дара жизни! Как сказал святитель Геннадий Константинопольский: «Не говори: "я много согрешил, поэтому не смею припасть к Богу"». Поэтому, не надо отчаиваться и даже мысленно впадать в иудин грех! Нужно тут же после падения вставать и идти дальше, но обязательно с рвением и желанием исправления. Мне бы очень хотелось этому научиться!
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
А ты его простил. Мария Чугреева
Как научиться прощать и просить прощения? Мне кажется, это один из самых трудных вопросов, на который мы пытаемся найти ответ. Современный мир диктует установки, которые отличаются от евангельских принципов бытия. Будь первым, независимым, самодостаточным, самостоятельным. Сколько определений, в основе которого — «сам»... Культ «самости», а по другому, гордыни. Поэтому, способность прощать и просить прощения представляется недостижимой.
На вопрос, как научиться прощать и просить прощения мне недавно ответил протоиерей Александр Ильяшенко, рассказав одну интересную историю. В монастыре между двумя монахами случилась размолвка. На следующий день один из них пошел в келью к другому, чтобы попросить прощения, но тот на порыв не среагировал и ответил некой холодной фразой. Монах обиделся и пришел к старцу, своему духовнику: «Отче, как же так, я пошел просить прощения, а он так холодно меня принял, почему?» На что старец сказал: «А ты то его простил?» Тут монах понял, в чем дело, и искренне простив брата и пожелав мира с ним, вновь устремился в келью. А тот уже открыл дверь и свои объятья.
Как важна чистота помыслов, насколько правильно перед тем, как попросить у кого-то прощения, искренне простить самому, тем самым открыть путь к примирению. А если вдуматься, скольких людей в нашей жизни мы теряем только из-за того, что в какой-то момент гордыня в нашем сердце возобладала над любовью. Мы ссоримся с близкими, расходимся с теми, кого когда-то считали другом, уходим с любимой работы просто из-за обычного недопонимания с коллегами. Так уж важно остаться в этой «самодостаточности», «самостоятельности»? И в одиночестве? А может быть, просто простить, попросить прощения и открыть дверь своей души навстречу миру и любви?
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение