В 177 году французский город Лион, называвшийся в то время Лугдуном, охватили массовые беспорядки. Волнения начались во время поклонения божественному Августу — праздника одновременно государственного и языческого. В этот день тысячи людей со всей Галлии съезжались в Лугдун, чтобы принести жертвы на алтарь, посвящённый римскому императору. А между тем, проживавшие в городе христиане уклонялись от церемоний и обрядов. Такое обособление не укрылось от общественности, и в какой-то момент в толпе как искра вспыхнуло недовольство. «Почему последователи Христа не желают участвовать в общественных торжествах? Они не уважают императора? Считают себя лучше других? А может быть, им есть что скрывать от народа?», — раздавались крики то тут, то там. Сплетни и слухи распространялись по городу, как вирусы. Христиан обвиняли в мыслимых и немыслимых преступлениях. На них нападали на улицах и избивали. И тогда городские власти приняли парадоксальное решение — они постановили арестовывать членов христианской общины, как виновников беспорядков.
Вскоре тюрьма оказалась переполнена. Темница, расположенная в подвале древнего особняка, не знала солнечного света. По вековым стенам здесь круглый год струились потеки, с потолка падали тяжелые капли, гулко разбиваясь о ледяной каменный пол. В дальнем углу, прижавшись друг к другу, сидели девушка лет двадцати пяти и мальчик-подросток — брат и сестра. Они происходили из семьи рабов и были разлучены год назад.
Святой Понтик:
Как я соскучился по тебе, Бландина. Сколько месяцев мы не виделись! С тех пор, как меня отправили на ферму в загородное поместье, мне некогда даже выспаться. Страшно представить, что и ты могла бы оказаться на этих работах. Ты, такая худенькая, такая хрупкая, не вынесла бы этих тягот! Повезло, что твоя нынешняя госпожа выкупила тебя у нашей хозяйки!
Святая Бландина:
Это не везение, Понтик. Моя госпожа заплатила за меня втридорога, чтобы спасти от непосильной работы. Она сделала это из сострадания, как христианка. Теперь и я верю во Христа тоже!
Святой Понтик:
Во Христа? Расскажи мне о Нем, сестра! Когда я сегодня въезжал в город на повозке с сыром и молоком, соседский слуга закричал во все горло: «Хватайте его, хватайте! Его сестра сидит в тюрьме, она христианка, значит и он тоже!» Солдаты приступили ко мне: «Ты веришь в Распятого, как твоя сестра?» Я ничего не знаю о Христе. Я понял лишь, что ты в темнице, и испугался за тебя. Только затем и сказал, что верю, чтоб разделить твою беду!
Святая Бландина:
И ты поступил как христианин. Сострадать, помогать друг другу, не жалея себя — этому и учит нас Господь Иисус Христос.
Всю ночь Бландина рассказывала младшему брату о Благовещении и Рождестве, об исцелении больных и воскресении мертвых, о Распятии Христа и Его победе над смертью. Понтик слушал, и по лицу его текли слёзы.
Святой Понтик:
Никогда не слышал ничего лучше твоего рассказа, Бландина! И сердце мое свидетельствует о том, что ты говоришь правду.
Наутро начались публичные казни. Власти Лугдуна сделали мучения христиан развлечением для публики. Толпа язычников заполнила амфитеатр, где вершилось бесчинство, и глазела, как ни в чем не повинных людей избивают плетьми, травят хищниками, сажают на раскаленный металл.
Бландину и Понтика в течение нескольких дней заставляли смотреть на страдания единоверцев. Язычники добивались, чтобы юноша и девушка принесли жертвы на алтарь божественному Августу. Но ни брат, ни сестра не отреклись от Христа. И тогда их провели через всю череду издевательств. Понтик первым отдал душу Богу. Бландина вынесла столько мучений, что сами палачи изумлялись — откуда такая стойкость у столь маленького хрупкого создания? Злодеи вошли в раж и старались во что бы то ни стало склонить девушку к богоотступничеству. Она же призывала имя Христа, и в молитве черпала и силы, и мужество, и укрепляющую радость — казалось бы, немыслимую в её положении. Эта радость, отражающаяся в тихой улыбке, особенно раздражала палачей. Им не терпелось увидеть, как Бландина станет молить о пощаде. Но её душа устремилась в Небесное царство, оставляя мучителям опустевшее тело. В бессильной злобе язычники сожгли останки мученицы и развеяли их над Роной — так они рассчитывали воспрепятствовать её воскресению. Но разве могут люди создать препятствия для Бога, победившего смерть?
Псалом 11. Богослужебные чтения
Когда я был ещё совсем ребёнком, мама давала мне «подъедать» остававшиеся взбитые для выпечки белки. О, какое же это было удовольствие — маленькой ложкой доставать кусочки ароматной белоснежной пены! Правда, одна была проблема: сколь много ни съешь этой пены, а вот чувства сытости так и не появлялось! Что сказать — баловство, да и только!
Сегодня в храмах читается 11-й псалом — смысл которого очень перекликается с опытом «пены» — давайте послушаем.
Псалом 11.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Спаси меня, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими.
3 Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
4 Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый,
5 тех, которые говорят: «языком нашим пересилим, уста наши с нами; кто нам господин»?
6 Ради страдания нищих и воздыхания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю в безопасности того, кого уловить хотят.
7 Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горнИле, семь раз переплавленное.
8 Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь от рода сего вовек.
9 Повсюду ходят нечестивые, когда ничтожные из сынов человеческих возвысились.
Оказывается, взбивать можно не только яичные белки — но и человеческие слова. Как это ни удивительно, и у них тоже есть способность «вспениваться» — заполняя собой всё доступное пространство. Особенно в нынешнее время, когда слово «воцифровилось», и мы прежде всего с ним взаимодействуем через цифровой интерфейс — слова стали множиться с такой умопомрачающей скоростью, что их перестаёшь... замечать — настолько их стало избыточно.
Пророк Давид, автор прозвучавшего псалма, противопоставляет в своём произведении «словесную пену» — которая появляется благодаря усилиям нечистых в своём сердце людей — и «слова Господни» — «слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». Какой мощный контраст! Пена — и металл. Давайте внимательнее присмотримся.
Чем хороша пена? Эффектна. Всё собой может заполнить, если не переставать взбивать. Скрывает собой всё что угодно. Правда, ненадолго. Ну и, как говорит мой детский опыт, «пеной сыт не будешь» — в том числе и информационной.
Металл — совсем другое дело. Он тяжёл, вязок, жёсток и неудобен. Куда ни положи — везде будет «карман оттягивать». Попробуй его приспособь — сразу не поддастся, ещё как помучиться придётся — даже имея соответствующий задаче инструмент. Но и изготовленное из него может оставаться неизменным тысячелетия — если металл — благородный. Любой археологический музей — тому подтверждение: украшения, погребальные маски из золота, ритуальные сакральные предметы сохранили свой первозданный вид даже через тысячелетия!
Вот какой непростой вопрос сегодня задаёт нам пророк Давид: а слова, которые мы впускаем в свою душу, — на что больше похожи — на пустопорожнюю пену — или же всё же они ближе к благородному металлу, не особо комфортному — но на который всегда можно надёжно опереться?..
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 250 зач., I, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди предметов, которые преподаются в семинариях, есть тот, который можно назвать наиболее важным — это догматическое богословие. У богословия много разделов, изучать его непросто, ведь приходится заучивать наизусть массу непростых для восприятия текстов. Однако основная сложность состоит в том, что далеко не всегда понятно, каким образом догматическое богословие соотносится с реальной жизнью и каким образом одно влияет на другое. Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Колоссянам и поразмышляем о связи богословия и жизни.
Глава 1.
12 благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
13 избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
15 Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
16 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано;
17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство
Только что мы услышали один из христологических гимнов апостола Павла. Услышали, что святой апостол возвестил веру в искупление и прощение грехов Кровью Христовою, услышали также о том, что Христос предвечно рождён Богом-Отцом, и что Им — то есть Христом — всё создано, Он — прежде всего, и всё, что существует, существует Им и благодаря Ему.
Что же означают эти возвышенные слова апостола Павла в практическом смысле?
Прежде всего, они говорят о том, что верующему во Христа человеку нечего бояться в этом мире. Да и в любом другом мире тоже. Единственное исключение — это наши собственные грехи, ведь только они могут отторгнуть нас от единства со Христом.
В то время, когда весь мир с содроганием сердца наблюдает за движением звёзд, знаками зодиака, курсом валют, котировками акций, ценами на нефть, развитием искусственного интеллекта, новыми видами оружия, то есть за всем тем, что составляет основу информационного потока, христианин может быть совершенно спокоен: вне Христа нет никакой жизни, и любые пугающие явления — во власти Христа, они есть постольку поскольку Христос позволяет им быть. Да, конечно, есть воля человека, есть то, на что нет и не может быть Христова благословения, но если мы вчитаемся в послания апостола Павла, то мы увидим непоколебимую веру в то, что даже зло Господь попускает ради конечного блага человека.
У первого поколения христиан не было никакого «зазора» между их верой и практикой жизни. Те апостольские слова, которые сегодня прозвучали, не были составлены в кабинетной тиши, они не были плодом научных изысканий, Павел рассказал о собственной вере, которой он научился от Самого Христа, и которая была подтверждена жизнью святого апостола.
Павел, как мы помним, и в самом деле ничего не боялся. Он жил Христом и со Христом, а потому ему не были страшны какие бы то ни были иные силы. Об этом святой апостол написал прекрасные возвышенные слова: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38–39).
Дай Бог, чтобы и мы сумели обрести такую веру во Христа, которая освободила бы нас от всех видов страха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Доброму дому» и онкобольным детям нужна помощь

Среди тысяч гостиниц в Москве есть одна особенная. Её постояльцы не платят за проживание и более того, получают там помощь. Это «Добрый дом» — первая в России благотворительная гостиница для онкобольных детей, а также их близких. Одновременно в ней находятся десятки семей из разных регионов, у которых нет возможности снимать жильё в Москве на длительное время. Для них «Добрый дом» — островок спокойствия, где есть домашний уют, продукты, нужные вещи, и, главное, поддержка.
Среди тех, кто делает жизнь постояльцев «Доброго дома» радостнее — волонтёры. Например, шестнадцатилетний Феликс Оганов. Школьник узнал об этом проекте от своих родителей, и тоже захотел ему помогать. Он сам организует для онкобольных детей игры, праздники и увлекательные занятия, привозит для них полезные гостиницы. К волонтёрству Феликс приобщает и одноклассников. Недавно они провели в «Добром доме» предновогодний мастер-класс. Ребята вместе с детьми мастерили ёлочные игрушки, создавая праздничное настроение. Такие события дарят маленьким пациентам позитивные эмоции и отвлекают от тех неприятностей, которые доставляет болезнь.

«Волонтёрство — не подвиг, а норма», — считает молодой человек. Несмотря на учёбу и спорт, он находит время на помощь другим, подтверждая, что добро может стать частью повседневной жизни.
Если вы тоже хотите делиться теплом и радостью, присоединяйтесь к волонтёрам проекта «Добрый дом» и помогайте онкобольным детям своим личным участием. Также поддержать подопечных благотворительной гостиницы можно прямо сейчас, оставив любой денежный перевод на сайте «Доброго дома».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











