Маленький, карманного формата томик размышлений архимандрита Рафаила (Карелина) под красноречивым названием «Церковь и интеллигенция» я, помнится, купил когда-то в приволжском Саратове, в одной из церковных лавок. Тогда это была последняя по времени выхода из печати книга отца Рафаила, хорошо известного христианскому миру как неутомимого радетеля за неустанное внимание к тому, что именуется православным мышлением.
Процитирую, кстати, знаковый отрывок из редкого интервью архимандрита Рафаила, данного летом 2014 года порталу «Православие.Ру»:
«…Характерно, что для святых догмат (то есть богооткровенная истина о Божестве, Его свойствах и действиях в мире) представлял собой не отвлеченное понятие, а живую истину, и отклонение от догмата воспринималось и ощущалось ими как потеря благодати. У современных людей притуплено это внутреннее свидетельство…» Конец цитаты.
Но — послушаем, наконец, и текст моей первой «закладки» из книги «Церковь и интеллигенция». Читает Сергей Агапов:
«Если интеллигент честен перед собой, то на вопрос, чего он искал в Церкви и всё-таки и не нашел в Церкви, ответит: „Я искал в Церкви то, чего не нашел в миру, я искал в Церкви любовь, которая согрела бы мое сердце, и там я не нашел этой любви…“ Что можно сказать на это? …Церковь дает другую возможность — научиться любить самому, сделать любовь внутренним движителем своего сердца.
Пусть интеллигент спросит себя, чего он больше хочет: чтобы его любили или — чтобы он любил. А самая высокая степень любви — это любить тех, кто не любит тебя, то есть и врагов».
Из книги «Церковь и интеллигенция» нам читал Сергей Агапов.
…Помню, что я начал листать эту книгу уже в поезде «Саратов — Москва».
И первой моей реакцией на неё было какое-то странное сопротивление. Теперь, не раз перечитав её и полюбив, я понимаю, что был невнимателен к предисловию: «Мы сами выросли в семье, принадлежавшей к интеллигенции — я цитирую — и потому знакомы и с трудностями, и с противоречиями жизни той среды, в которой были воспитаны. То, что мы пишем, не касается всех интеллигентов. Личность в своих глубинах и возможностях находится выше всех внешних обстоятельств и ситуаций. Мы знаем немало интеллигентов, которые стали примерными христианами и нашли в Церкви то, что искали всю жизнь…» Конец цитаты.
Да, эта книга — далеко не о всех интеллигентах, но — о многих, среди которых я, увы, не могу не узнать и себя. И лично для меня горячая работа отца Рафаила оказалась подобна тому самому «напоминательному» человеку «с молоточком» из чеховского рассказа «Крыжовник»… То есть — жизненно важным, не остывающим посланием. И мне искренне хочется, друзья, чтобы прочитав эту книгу (а «Церковь и интеллигенция» есть в сети), она стала таковой и для кого-то из вас.
С вами был Павел Крючков, и на прощание давайте послушаем в исполнении Сергея Агапова ещё один увещательный, как говорили в старину, отрывок из книги архимандрита Рафаила (Карелина) «Церковь и интеллигенция»:
«…Интеллигент и ищет в Церкви привычных ему душевных наслаждений, он ищет „поле“ творчества, а ему говорят: „Вот дорога, указанная Христом, вымощенная святыми отцами, — иди по ней, не уклоняясь ни влево, ни вправо.
…Если ты станешь причастником Божественного света, то увидишь, что всё в Церкви насквозь пропитано этим светом. Великая радость Церкви, если ты возьмешь этот свет из её вечных источников…“».
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема