1 Кор., 157 зач., XIV, 26-40.
Глава 14.
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование,- все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам, 33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Та́к бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; 40 только всё должно быть благопристойно и чинно.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нам сложно в деталях представить каким образом были устроены церковные собрания первохристианских общин. Но из слов апостола Павла можно сделать вывод, что порядка там недоставало. Апостол же выступает за смысл, он пишет о том, что при отсутствии порядка теряется смысл, побороть это можно самыми разными способами, но важно, чтобы устроено все было «благопристойно и чинно». Из этого же апостольского отрывка можно сделать вывод и о причинах неразберихи во время церковных собраний: многие христиане имели пророческий дар и дар говорения на чужих языках, они полагали, что нельзя сдерживать в себе эти дары, надо незамедлительно делиться информацией, которую дает Дух. Апостол не спорит с тем, что полученное получено от Святого Духа, но при этом от критикует форму передачи этой информации, потому как сложившаяся в общине его адресатов форма уничтожает смысл. Происходило это оттого, что имеющие вдохновение от Духа никак не сообразовывались с окружающими. Судя по тексту апостола Павла, христиане Коринфа объясняли такой подход тем, что они не способны сдерживать в себе повеления Духа Святого. Но апостол уверяет, что «духи пророческие послушны пророкам, потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира», для убедительности он ссылается на практику других христианских общин: «Так бывает во всех церквах у святых».
В этом отрывке апостольского послания обращает на себя и замечание, которое касается роли женщин в церковном собрании: «Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить». В современном мире эти слова апостола могут многих покоробить и вызвать недоумение. Но Церковь никогда не пыталась понять их каким-то иным образом, кроме буквального. Здесь стоит помнить об очевидной разнице полов. С точки зрения соотнесенности со Христом разницы нет, но есть биологические, психологические, социальные и множество других отличий, не замечать которые или бороться с которыми попросту неразумно, потому что основные отличия установил Бог. Они принципиально неустранимы. Апостол Павел лишь призывает подчиниться установленному Богом порядку, а это вовсе не означает унижения одними других, ведь у каждого из нас своя роль и свои задачи, любое общество будет в гармонии лишь в том случае, если мы не будем пытаться получить то, что нам не может принадлежать по той простой причине, что такова воля Бога.
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема