Случилось так, что в одном городе не оказалось правителя: прежний князь скончался и не оставил наследника. Стали жители города нового князя искать.
А на юге Бирмы жил в те времена один пастух. Каждый день пастух приносил с собою на пастбище нехитрую еду в узелке. Присядет перекусить, а вокруг птицы вьются — и он всегда с ними чем-нибудь делился.
Однажды прилетел с севера попугай-говорун и рассказал другим пернатым о том, что в одном городе жители себе нового князя себе ищут. Тут мудрый ворон и говорит:
— Пастух наш — хороший человек, давайте сделаем его князем. Станет он нас кормить, ещё больше о нас заботиться.
Спросили птицы у парня, хочет ли тот быть князем.
— Почему бы и нет? — говорит он, — я не против.
Тогда ворон велел ему сплести большую корзину. Пастух сел в эту корзину, налетела птичья стая, подхватила корзину и понесла на север. Впереди всех летел попугай — дорогу показывал.
Добрались птицы до города, залетели через окно во дворец и поставили корзину прямо на княжеский трон. Прибежали придворные и решили, что это и есть долгожданный князь: прямо с неба на трон спустился.
Вольготно поначалу жилось птицам при князе-пастухе, тот велел кормить их вдоволь. Но вскоре стал забывать правитель про своих друзей. Время шло, и угощение для птиц становилось всё скуднее, а потом их и вовсе перестали кормить.
И вот однажды явился во дворец к князю попугай.
— О, славный князь! — сказал попугай.— Дошло до птиц, твоих верных слуг, что в соседней стране не стало короля. Страна эта большая, города и деревни — богатые. Отнесём тебя в эту страну — станешь ты не князем, а королём.
Обрадовался пастух: отчего бы ему и впрямь не стать королём? Доля завидная: больше богатства, власти, славы, — чем не жизнь? По правде сказать, с тех пор, как его сделали князем, испортился у него характер, сделался он жадным и завистливым.
Уселся князь в ту же самую корзину, в которой его когда-то птицы в город принесли. Дружно птицы подняли корзину на небо и полетели на юг.
Но только принесли они корзину не в соседнюю страну, а на то самое поле, где пастух когда-то коров пас. Поставили корзину на землю — и полетели прочь.
Понял пастух, что наказан за свою жадность и неблагодарность, да поздно. Делать нечего, пришлось ему наняться в подпаски к новому пастуху.
Не всякому человеку власть полезна!
(по мотивам бирманской народной сказки)
28 декабря. О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого

Сегодня 28 декабря. Собор крымских святых.
О наставлениях святителя Луки Войно-Ясенецкого, входящего в сонм святых Крыма — протоиерей Илья Кочуров.
Одним из самых известных святых Крымской земли является священноисповедник Лука, архиепископ города Симферополя. Святитель Лука оказался и исповедником, и великим пастырем, и наставником.
Среди его многочисленных, очень мудрых наставлений есть одно, где священномученик говорит такие слова, что мы должны оказывать милосердие другим людям без пренебрежения к ним, как бы омывая их раны. Это очень мудрое замечание, потому что святитель Лука сам прошёл очень серьёзный путь, когда ему приходилось оказывать милосердие, например, по отношению к красноармейцам, которые над ним же издевались, измывались над ним, высмеивали веру Христову. И он их при всём при этом лечил в госпитале, возвращал буквально к жизни, ставил на ноги и вместо благодарности всё равно получал насмешки, издевательства. Пройдя такой серьёзнейший путь исповедничества, святитель Лука понял, что далеко не всегда сердце человека может быть исполнено такой совершенно искренней любви. И при всём при этом мы должны всё равно подвигать себя к тому, чтобы мы совершали дела любви, как говорил святитель, что если ты не можешь делать большие добрые дела, делай тогда маленькие. Но мы должны делать их всё-таки с почтением и с любовью к тем, кому мы оказываем милосердие, как говорит святитель, омывая их раны.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. О почитании ветхозаветных праведников

Сегодня 28 декабря. Неделя святых праотцев.
О почитании ветхозаветных праведников — священник Стахий Колотвин.
Когда мы готовимся к Рождеству Христову, конечно, мы не имеем возможности ходить при обычной повседневной жизни каждый день в храм на богослужение. Но на воскресную службу, на Малую Пасху, всегда мы выбираемся, и поэтому на богослужениях перед Рождеством Христовым в воскресные дни мы начинаем вспоминать тех людей, которые послужили Рождеству Христову, — ветхозаветных праведников.
Однако не все знают, почему же есть Неделя отцов, а есть Неделя праотцов. На самом деле, это особенности нашего русского перевода. Ведь в древности была единая, очень длинная служба, которая, при дополнении её к обычным воскресным богослужебным текстам, она превращалась в богослужение такой длины, что в монастырях-то, может, кто-то бы и выстоял, а обычный работающий человек не имел такой возможности.
И поэтому эту службу поделили на две части. И часть стали совершать не в воскресенье перед Рождеством, а ещё на одну неделю раньше. Эта служба называлась служба Недели, Неделя та, которая перед Неделей святых отцов. В греческом языке есть артикли, которые помогают понять эту чёткость. А в русские тексты, уже в славянские, как-то перебралось, что Неделя, которая перед отцами, и стали вот загадочные праотцы.
На самом деле, дорогие братья и сёстры, и праотцы, и отцы — это одни и те же люди. Это те святые, которые послужили пришествию Христа в мир, подготовке этого пришествия. Тем не менее, поскольку богослужебные песнопения, поделённые на два воскресенья, всё равно построены в хронологическом порядке, то в это первое воскресенье мы будем вспоминать самых первых ветхозаветных святых, начиная с покаявшегося праотца Адама.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 декабря. Об истории кинематографа
Сегодня 28 декабря. Международный день кино.
Об истории кинематографа — протоиерей Игорь Филяновский.
Родоначальниками кино считают братьев Люмьер. Их первый публичный киносеанс прошёл в декабре 1895 года в Париже. В России премьера первого фильма состоялась в 1908 году. Это была лента «Понизовая вольница» режиссёра Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине. Длился первый российский фильм всего 7 минут.
С тех пор кинематограф прошёл большой путь в развитии и претерпел масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного, от плёночного до цифрового. Сложились разные жанры кинематографа: научный, документальный, публицистический, художественный.
В золотой фонд мирового кинематографа вошли ленты наших выдающихся режиссеров: Эйзенштейна, Довженко, Пудовкина, Бондарчука, Тарковского, Рязанова, Данелии, Германа, Хуциева.
Прошедшее столетие убедительно показало, что кино — не только развлечение или передача информации. Кинематограф влияет на многие социальные вопросы, формирует общественное мнение, раскрывает новые художественные горизонты. Лучшие фильмы мирового и нашего отечественного кинематографа наряду с художественными открытиями несут в себе глубокий анализ окружающей жизни, повествуют о духовных поисках современного человека. Именно эти качества и делают кинематограф важной частью культурной жизни всего человечества.
Все выпуски программы Актуальная тема











