Из истории отечественной литературы известно, что в 18 веке жил драматург, которого называли «русским Шекспиром». Яркие сюжеты для своих трагедий он брал из истории родной страны.
Сегодня мы говорим о князе Мстиславе Владимировиче и пьесе Михаила Хераскова «Пламена».
В 1125 году князь Мстислав Владимирович, после смерти отца, Владимира Мономаха, унаследовал великокняжеский престол в Киеве.
Трудно было на Руси, раздираемой междоусобными войнами, добиваться объединения земель и мира. Это хорошо показано в пьесе «Пламена Михаила Хераскова.
Пламена — имя дочери одного из удельных князей, не желавшего подчиняться великому киевскому князю. Отец Пламены попал в плен и вместе с дочерью был приведён в Киев. Великий князь Мстислав Владимирович отнёсся к пленникам милостиво и окружил почти отеческой заботой. Как говорит Пламена отцу: «Не в плен мы введены, но в царские чертоги».
Великий князь Мстислав и его брат, которого в пьесе зовут Позвезд, — христиане. Не так давно они приняли святое крещение и желают просветить соседей — язычников. Мстислав Владимирович рассказывает пленному князю, что ещё в 1-м веке на киевских холмах побывал апостол Андрей Первозванный, ученик Христа, и водрузил крест на месте будущего Киева. Тем самым ещё много веков назад был преподпределён христианский путь Руси.
Давно небесный знак в сем граде положён,
И крест на сей горе Андреем водружён;
На коем видел свет Исуса пригвожденна,
Кем сила адская и злоба побежденна,
Которой множеством исполнив мир чудес,
За грешных пролил кровь, и умер, и воскрес!
Сего Спасителя уже познали многи,
Он славою гремит, трепещутъ ваши боги…
Трагедия Хераскова «Пламена» написана несколько тяжеловесным для читателя 21 века языком. Но её содержание за три столетия не устарело: люди, познавшие Христа, всё так же желают показать неверующим путь спасения.
В пьесе есть конфликт, без которого не обходились трагедии эпохи классицизма — между долгом и чувством.
Дочерний долг велит Пламене быть на стороне упрямого отца, который хранит верность языческим богам. Но душа её тянется к свету истины. Великий князь Мстислав пытается убедить князя-язычника не мешать дочери.
Внимай, как с ближними нам жить велел Творец!
Мы отдаём тебе и скипетр, и венец,
Сокровища твои, ключи твои от града,
Во мзду за то: спаси себя от ада!
От сердца отгони сгущающуся ночь,
Крещенье пусть твоя познает дочь.
Пламена и её служанка принимают крещение. Тем временем её отец-язычник находит в Киеве сторонников и поднимает бунт против великого князя. Христианская дружина Мстислава Владимировича одерживат победу. Но когда отца Пламены приводят на площадь для суда, тот, пользуясь добрым к нему отношением, убивает Позвезда, младшего брата Мстислава Владимировича. Тем самым он губит и счастье своей дочери, которая полюбила Позвезда и уже собиралась выйти за него замуж.
Жестокий, коварный отец Пламены в пьесе — само олицетворение язычества.
Великий князь Мстислав Владимирович искренне, глубоко верит в Бога, и поэтому финал трагедии Хераскова не кажется беспросветным.
Кто мечет гром с небес и бури укрощает,
Кто движет океан и ветрам запрещает,
Тот варварски сердца кипящия пред Ним,
Коль хочет, усмирит дыханием одним.
Михаил Матвеевич Херасков, писатель и драматург эпохи Просвещения, основатель первых московских театров, вывел на сцену привлекательный образ русского князя-христианина. В его пьесе Мстислав Владимирович добр, великодушен, справедлив — недаром народ прозвал его Мстиславом Великим.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.