
Из истории отечественной литературы известно, что в 18 веке жил драматург, которого называли «русским Шекспиром». Яркие сюжеты для своих трагедий он брал из истории родной страны.
Сегодня мы говорим о князе Мстиславе Владимировиче и пьесе Михаила Хераскова «Пламена».
В 1125 году князь Мстислав Владимирович, после смерти отца, Владимира Мономаха, унаследовал великокняжеский престол в Киеве.
Трудно было на Руси, раздираемой междоусобными войнами, добиваться объединения земель и мира. Это хорошо показано в пьесе «Пламена Михаила Хераскова.
Пламена — имя дочери одного из удельных князей, не желавшего подчиняться великому киевскому князю. Отец Пламены попал в плен и вместе с дочерью был приведён в Киев. Великий князь Мстислав Владимирович отнёсся к пленникам милостиво и окружил почти отеческой заботой. Как говорит Пламена отцу: «Не в плен мы введены, но в царские чертоги».
Великий князь Мстислав и его брат, которого в пьесе зовут Позвезд, — христиане. Не так давно они приняли святое крещение и желают просветить соседей — язычников. Мстислав Владимирович рассказывает пленному князю, что ещё в 1-м веке на киевских холмах побывал апостол Андрей Первозванный, ученик Христа, и водрузил крест на месте будущего Киева. Тем самым ещё много веков назад был преподпределён христианский путь Руси.
Давно небесный знак в сем граде положён,
И крест на сей горе Андреем водружён;
На коем видел свет Исуса пригвожденна,
Кем сила адская и злоба побежденна,
Которой множеством исполнив мир чудес,
За грешных пролил кровь, и умер, и воскрес!
Сего Спасителя уже познали многи,
Он славою гремит, трепещутъ ваши боги…
Трагедия Хераскова «Пламена» написана несколько тяжеловесным для читателя 21 века языком. Но её содержание за три столетия не устарело: люди, познавшие Христа, всё так же желают показать неверующим путь спасения.
В пьесе есть конфликт, без которого не обходились трагедии эпохи классицизма — между долгом и чувством.
Дочерний долг велит Пламене быть на стороне упрямого отца, который хранит верность языческим богам. Но душа её тянется к свету истины. Великий князь Мстислав пытается убедить князя-язычника не мешать дочери.
Внимай, как с ближними нам жить велел Творец!
Мы отдаём тебе и скипетр, и венец,
Сокровища твои, ключи твои от града,
Во мзду за то: спаси себя от ада!
От сердца отгони сгущающуся ночь,
Крещенье пусть твоя познает дочь.
Пламена и её служанка принимают крещение. Тем временем её отец-язычник находит в Киеве сторонников и поднимает бунт против великого князя. Христианская дружина Мстислава Владимировича одерживат победу. Но когда отца Пламены приводят на площадь для суда, тот, пользуясь добрым к нему отношением, убивает Позвезда, младшего брата Мстислава Владимировича. Тем самым он губит и счастье своей дочери, которая полюбила Позвезда и уже собиралась выйти за него замуж.
Жестокий, коварный отец Пламены в пьесе — само олицетворение язычества.
Великий князь Мстислав Владимирович искренне, глубоко верит в Бога, и поэтому финал трагедии Хераскова не кажется беспросветным.
Кто мечет гром с небес и бури укрощает,
Кто движет океан и ветрам запрещает,
Тот варварски сердца кипящия пред Ним,
Коль хочет, усмирит дыханием одним.
Михаил Матвеевич Херасков, писатель и драматург эпохи Просвещения, основатель первых московских театров, вывел на сцену привлекательный образ русского князя-христианина. В его пьесе Мстислав Владимирович добр, великодушен, справедлив — недаром народ прозвал его Мстиславом Великим.
Псалом 88. Богослужебные чтения

Что можно считать подлинным проявлением веры в Бога? Ответ на этот вопрос находим в 88-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 88.
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости Твои, Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твоё, в род и род устрою престол твой».
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как поражённого; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет её, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоём радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота — основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицом Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоём радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа — щит наш, и от Святаго Израилева — царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознёс избранного из народа.
21 Я обрёл Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя, и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки — десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его — как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами — неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах».
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил — и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моём от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Царь Давид — одна из центральных фигур священной истории Израиля. По масштабу своей личности, а также той роли, которую он сыграл в судьбе богоизбранной нации, он сопоставим разве что с Авраамом и Моисеем. Так же, как и с этими великими святыми, Бог заключил с Давидом Свой завет. Он обещал Давиду, что его царство будет стоять века, и все народы земли однажды признают в его потомке Помазанника Божия. Именно это держит в уме автор того псалма, который только что прозвучал. Поэтому первая часть псалма — это воспоминания о подвигах Давида и о тех обещаниях, которые ему дал Господь.
Однако во второй части псалмопевец сравнивает ситуацию великого царя и друга Божия с ситуацией того еврейского монарха, который находится на престоле Израиля после смерти Давида. Мы узнаём, что дела его не складываются. По косвенным признакам учёные-библеисты предполагают, что речь идёт о внуке Давида и сыне Соломона, Ровоаме. Он правил еврейским государством во второй половине 10 века до Рождества Христова. Во время его царствования на Иерусалим пошёл войной египетский фараон Шешонк I. Он смог войти в столицу и разграбить казну храма и царского дворца.
Псалмопевец был очевидцем всего этого. Он видел, как некогда могущественная держава распадается на части, как гибнет армия, как уводят в плен людей. И главный вопрос, который он задаёт, — долго ли ещё терпеть? Помнит ли Господь те обещания, которые когда-то дал Давиду? Восстановит ли Он былую славу Израильского народа? Несмотря на все эти вопросы, которые, казалось бы, могли бы свидетельствовать об отчаянии и разочаровании псалмопевца, он заканчивает свою молитву весьма неожиданно — «Благослове́н Госпо́дь вове́к! Ами́нь, ами́нь».
Вот оно подлинное проявление веры в Бога. Тяжёлые времена, скорбные обстоятельства, а с ними ропот и масса сомнений. Но за всем этим скрывается надежда, что Бог не оставит, не подведёт и будет в итоге верен Своему слову. И мы знаем, что Бог действительно не подвёл. Он исполнил Свои обещания. Возможно, не быстро и не таким образом, как представлял себе автор псалма. Но мы видим, что влияние образа царя Давида на человеческую культуру огромно. И самое важное — именно из его рода произошёл Тот, Кого мы называем Спасителем Мира, Мессия-Христос.
Псалом 88. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 88. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 88. На струнах Псалтири
1 Учение Ефама Езрахита.
2 Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими.
3 Ибо говорю: навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал:
4 "Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему:
5 навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой".
6 И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых.
7 Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?
8 Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его.
9 Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя.
10 Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их.
11 Ты низложил Раава, как пораженного; крепкою мышцею Твоею рассеял врагов Твоих.
12 Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал.
13 Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются.
14 Крепка мышца Твоя, сильна рука Твоя, высока десница Твоя!
15 Правосудие и правота - основание престола Твоего; милость и истина предходят пред лицем Твоим.
16 Блажен народ, знающий трубный зов! Они ходят во свете лица Твоего, Господи,
17 о имени Твоем радуются весь день и правдою Твоею возносятся,
18 ибо Ты украшение силы их, и благоволением Твоим возвышается рог наш.
19 От Господа - щит наш, и от Святаго Израилева - царь наш.
20 Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: "Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа.
21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его.
22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его.
23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его.
24 Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его.
25 И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его.
26 И положу на море руку его, и на реки - десницу его.
27 Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего.
28 И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли,
29 вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен.
30 И продолжу вовек семя его, и престол его - как дни неба.
31 Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим;
32 если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят:
33 посещу жезлом беззаконие их, и ударами - неправду их;
34 милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей.
35 Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих.
36 Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду?
37 Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною,
38 вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах".
39 Но ныне Ты отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего;
40 пренебрег завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его;
41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его.
42 Расхищают его все проходящие путем; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его;
44 Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани;
45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю;
46 сократил дни юности его и покрыл его стыдом.
47 Доколе, Господи, будешь скрываться непрестанно, будет пылать ярость Твоя, как огонь?
48 Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих?
49 Кто из людей жил - и не видел смерти, избавил душу свою от руки преисподней?
50 Где прежние милости Твои, Господи? Ты клялся Давиду истиною Твоею.
51 Вспомни, Господи, поругание рабов Твоих, которое я ношу в недре моем от всех сильных народов;
52 как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего.
53 Благословен Господь вовек! Аминь, аминь.
Универсальность благодарности. Наталия Лангаммер

Наталия Лангаммер
Я часто слышала, что в отношениях с Богом важна благодарность! Главное таинство Церкви называется «Евхаристия», что переводится с греческого языка, как благодарение.
Мы даже здесь, на волнах светлого радио, посвящаем теме благодарности целые программы. Важная добродетель. Я в этом никогда не сомневалась. И да, я была благодарна Богу за жизнь и за заботу.
Но в одной из программ услышала рассказ, как человек благодарил Бога, когда его везли в скорой. За всё: за врачей, которые поставили диагноз и опекают, за учёных, которые разработали лекарства, за инженеров, создавших машину, которая везет в больницу, за водителя, который ее ведёт.
И вдруг слова о том, что благодарение нужно нам самим как лекарство я услышала по-новому. Еще мне понравилась идея каждый день писать записки, за что ты благодарна, и складывать в коробочку. А в моменты печали доставать их и читать. Много-много бумажек.
После записи программы я ехала домой полная решимости начать благодарить Господа не в общем, а конкретно. Вечером на молитве стала перечислять, что именно вызывало у меня чувство благодарности. Получилось долго и эмоционально.
Внимание концентрировалось не на том, что беспокоило, что не нравилось, как прежде, а на хорошем. Как много, оказывается, у меня в жизни хорошего! В десятки, нет, в сотни раз больше негативного. Прежде никогда не проговаривала себе, что именно так прекрасно в моем мире. Молитва наполнилась новыми словами.
На следующий день случились неприятности, и я попробовала поблагодарить Бога за них! Сердце наполнила радость! Благодарение помогло принять эти обстоятельства как дар Божий, как лучшее, что могло со мной произойти. Ведь Бог всегда дает нам лучшее из всех вариантов. Благодарность породила смирение!
В последующие дни, когда появлялась тревога, что что-то пойдет не по моему плану, начинала благодарить. И ясно осознавала, что произойдет только самое полезное. Ведь каждую деталь моей жизни Господь контролирует.
В какой-то из дней я разозлилась на опоздание курьера. Но начала благодарить за это Бога. Гнев мгновенно прошел. Перевела чаевые курьеру. Мне так легко на душе. Пусть и другому человеку станет полегче. Наверняка он устал ездить по району на велосипеде.
К концу недели эксперимента поняла, что благодарность — универсальное решение и действительно — лекарство для души! Благодаря Бога, ощущаешь его промысл во всех обстоятельствах жизни.
Печаль превращается в радость, тревога в спокойствие, гнев в сострадание, жадность в щедрость, лень в желание делать добрые дела. Перечислять можно долго.
Теперь при малейших признаках потери мира в душе я хватаюсь за благодарность. И этот вид молитвы так прекрасен! Слава Тебе, Господи! И дальше — сладкие минуты благодарения, упования и доверия!
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение