Из истории отечественной литературы известно, что в 18 веке жил драматург, которого называли «русским Шекспиром». Яркие сюжеты для своих трагедий он брал из истории родной страны.
Сегодня мы говорим о князе Мстиславе Владимировиче и пьесе Михаила Хераскова «Пламена».
В 1125 году князь Мстислав Владимирович, после смерти отца, Владимира Мономаха, унаследовал великокняжеский престол в Киеве.
Трудно было на Руси, раздираемой междоусобными войнами, добиваться объединения земель и мира. Это хорошо показано в пьесе «Пламена Михаила Хераскова.
Пламена — имя дочери одного из удельных князей, не желавшего подчиняться великому киевскому князю. Отец Пламены попал в плен и вместе с дочерью был приведён в Киев. Великий князь Мстислав Владимирович отнёсся к пленникам милостиво и окружил почти отеческой заботой. Как говорит Пламена отцу: «Не в плен мы введены, но в царские чертоги».
Великий князь Мстислав и его брат, которого в пьесе зовут Позвезд, — христиане. Не так давно они приняли святое крещение и желают просветить соседей — язычников. Мстислав Владимирович рассказывает пленному князю, что ещё в 1-м веке на киевских холмах побывал апостол Андрей Первозванный, ученик Христа, и водрузил крест на месте будущего Киева. Тем самым ещё много веков назад был преподпределён христианский путь Руси.
Давно небесный знак в сем граде положён,
И крест на сей горе Андреем водружён;
На коем видел свет Исуса пригвожденна,
Кем сила адская и злоба побежденна,
Которой множеством исполнив мир чудес,
За грешных пролил кровь, и умер, и воскрес!
Сего Спасителя уже познали многи,
Он славою гремит, трепещутъ ваши боги…
Трагедия Хераскова «Пламена» написана несколько тяжеловесным для читателя 21 века языком. Но её содержание за три столетия не устарело: люди, познавшие Христа, всё так же желают показать неверующим путь спасения.
В пьесе есть конфликт, без которого не обходились трагедии эпохи классицизма — между долгом и чувством.
Дочерний долг велит Пламене быть на стороне упрямого отца, который хранит верность языческим богам. Но душа её тянется к свету истины. Великий князь Мстислав пытается убедить князя-язычника не мешать дочери.
Внимай, как с ближними нам жить велел Творец!
Мы отдаём тебе и скипетр, и венец,
Сокровища твои, ключи твои от града,
Во мзду за то: спаси себя от ада!
От сердца отгони сгущающуся ночь,
Крещенье пусть твоя познает дочь.
Пламена и её служанка принимают крещение. Тем временем её отец-язычник находит в Киеве сторонников и поднимает бунт против великого князя. Христианская дружина Мстислава Владимировича одерживат победу. Но когда отца Пламены приводят на площадь для суда, тот, пользуясь добрым к нему отношением, убивает Позвезда, младшего брата Мстислава Владимировича. Тем самым он губит и счастье своей дочери, которая полюбила Позвезда и уже собиралась выйти за него замуж.
Жестокий, коварный отец Пламены в пьесе — само олицетворение язычества.
Великий князь Мстислав Владимирович искренне, глубоко верит в Бога, и поэтому финал трагедии Хераскова не кажется беспросветным.
Кто мечет гром с небес и бури укрощает,
Кто движет океан и ветрам запрещает,
Тот варварски сердца кипящия пред Ним,
Коль хочет, усмирит дыханием одним.
Михаил Матвеевич Херасков, писатель и драматург эпохи Просвещения, основатель первых московских театров, вывел на сцену привлекательный образ русского князя-христианина. В его пьесе Мстислав Владимирович добр, великодушен, справедлив — недаром народ прозвал его Мстиславом Великим.
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Происходящие в мире события часто ввергают в уныние, лишают не только надежды на будущее, но даже мысли, что подобная надежда вообще возможна. Но нельзя впадать в отчаяние. Человек, живущий с верой в сердце, понимает, что всё, в конечном счёте, зависит от Бога. И за Бога и нужно, прежде всего, держаться. Об этом и рассуждает апостол Пётр в своём первом послании. Отрывок из 1-й и 2-й глав данного текста звучит сегодня во время Литургии. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Послания апостола Петра (их в составе Библии — два) принято именовать соборными. Иными словами — адресованными не какой-то конкретной общине или определённому лицу, а многим христианам, проживавшим в различных регионах Римской империи. Доказательство этому мы слышим в самом начале прозвучавшего отрывка. Апостол Пётр обращается к христианам Понта, Галатии, Капподокии, Асии и Вифинии.
Национальный состав упомянутых общин был разнообразным — в древних поместных церквях христиане из числа евреев, по большей части, мирно уживались с христианами из язычников. И в тексте апостола Петра мы видим, как он упоминает пророчества Ветхого Завета, указывая, что касаются они не только народа избранного, но и всего человечества. Господь Иисус Христос пострадал на Голгофе за всех людей, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Само чудо пришествия в мир Спасителя Петром рассматривается как величайшее проявление любви Бога к человечеству. Решение Господа стать человеком апостол называет событием, которое вызвало огромное удивление даже у ангелов. Эти таинственные и совершенные существа и представить себе не могли, что их Творец смирится до того, чтобы ограничить Себя материальным телом, подвергнуть Себя переживанию реальных голода, жажды, усталости, боли, наконец, предательства и одиночества. Но всё перечисленное было просто необходимо, чтобы вернуть людям утраченное счастье Рая.
При этом жертва Христова не упразднила свободу воли людей. И одни — с благодарностью приняли дар спасения. Другим — он оказался, к сожалению, не нужен. Но любое решение влечёт за собой последствия. Тот, кто поверил во Христа, находит прочнейшее, непоколебимое основание благодати Божией. Или как пишет апостол Пётр: «камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий во Христа не постыдится». Тот же, кто веру отверг, кто, услышав учение Спасителя, отказался ему следовать, обрекает себя на глубокое несчастье. И тогда Евангелие становится камнем преткновения, орудием, которое оставляет незаживающую рану в горделивой душе. Незаживающую не из-за жестокости Бога, а из-за греховного упрямства самого человека, который не может и не хочет признать собственной неправоты. Мучается из-за того, что отверг любовь Божию.
Тот же, кто её принял, получает способность освящать этот мир, становится носителем так называемого «царственного священства». Искренне верящий христианин, живущий по заповедям, становится светлым посредником благодати Христовой, врачующей раны этого мира, дарующей надежду даже в самые тёмные времена. Ведь Сам Господь завещал нам: «Мира не бойтесь, ведь Я победил мир». И это победой Спаситель делится с каждым, кто верен ему и словом, и делом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Образы святости в произведениях Н.С. Лескова». Ирина Мелентьева
У нас в студии была кандидат филологических наук, доцент историко-филологического факультета Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Ирина Мелентьева.
Разговор шел об образах святости в произведениях Николая Семёновича Лескова, какие примеры праведности разных людей приводит писатель, что для него важно показать в отношениях между людьми и в отношениях людей с Богом. В первую очередь мы говорили о произведениях «Житие одной бабы», «На краю света» и «Гора».
Этой беседой мы продолжаем цикл программ об образах святости в русской литературе.
Первая беседа была с Ириной Мелентьевой об образах святых в древнерусских произведениях.
Вторая беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в «Капитанской дочке».
Третья беседа была с протоиереем Павлом Карташевым об образах святости в романе «Идиот».
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Экономические образы в Священном Писании». Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Гостем цикла «Вера и дело» был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о том, как в Священном Писании присутствуют экономические идеи и метафоры, почему они появляются и как их правильно понимать.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело