1 Кор., 124 зач., I, 10-18.
10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.
12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?
14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Евангелия были написаны очень давно. Сам процесс их появления в известном нам виде вызывает массу вопросов и не на все из них существуют достоверные ответы. Церковная традиция тоже возникла давно, она претерпевала множество изменений и наслоений, она отличается не только в разных Поместных Церквах, она может видоизменяться от храма к храму или же от монастыря к монастырю. Естественно, что такое положение дел приводит к некоторым смущениям: человеку без специальной подготовки весьма непросто разобраться в том, что правильно, а что нет. Как правильно понимать евангельский текст? Какая церковная традиция является предпочтительной? Попытки найти ответы на эти вопросы при определенных обстоятельствах могут привести не к универсальному критерию правильности, а к учителю, воззрения которого будут наиболее близки ищущему человеку. Такой учитель способен собой заменить всю массу опыта, накопленного Церковью за тысячелетия ее существования. История, богословие, агиография, литургика, церковное право, вообще, весь спектр церковного и знания станет не нужен в том случае, если человек встретит учителя, который сумеет убедить его не сомневаться в собственном авторитет. Так происходило в прошлом, так происходит и сейчас.
Из сегодняшнего апостольского отрывка видно, что нечто подобное случилось и в древнем Коринфе. Верующие разделились на группы в зависимости от личной симпатии к тому или иному учителю. Но ориентироваться лишь на симпатии довольно глупо, поэтому родился другой критерий, который было нестыдно озвучивать: люди шли за теми, кто их крестил, то есть за теми, кто стал их первым христианским наставником, через которого они вошли в Церковь.
Апостол Павел констатирует, что избранный в Коринфе критерий не может быть универсальным, что должен быть иной подход. Критерий апостола основывается на том, что основным стремлением каждого христианина должен быть Христос. Он пострадал за нас, Он воскрес и христианство без Него не имеет никакого смысла. Поэтому важно внимательно следить за тем, куда пытается привести учитель тех, кто решил ему довериться: к себе самому, к своим идеям или ко Христу?
Сделать это бывает не всегда просто. Но есть один надежный признак, который легко распознать: это единство учителя с Церковью. Если единства нет, если есть с его стороны какой-то ропот на Церковь, то стоит насторожиться и попытаться пересмотреть свое отношение к словам такого учителя.
«Небо улыбается»
Много о небе не скажешь, иногда ни слова не проронит, промолчит и накроет прохладной ночью; а иной раз слышится в нём былина древняя, песнь ли, тоска о запредельном или светлая чистая радость. Есть в нём ещё одна необъяснимая черта, незаметная сразу, его маленькая-премаленькая тайна: небо улыбается. Да, улыбается, смотрит на тебя, нет, не только на этого назойливого сверчка в траве, ждущего внимания, а обымает своим лучистым взором всю вселенную и улыбается ей.
Все выпуски программы Утро в прозе
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
У нас на Руси особенно почитают преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Как-то в народе стали их называть, что преподобный Сергий — это игумен всея Руси, а батюшка Серафим — это духовник всея Руси. Почему? Потому что батюшка Серафим явил особый пример: и любовь, и заботу о мирских людях. Хотя и преподобный Сергий в этом особо потрудился, но преподобный Сергий особенно потрудился, основав множество монастырей в нашем Отечестве. А батюшка Серафим особенно окормлял близких людей и многим-многим помог духовно окрепнуть и спастись.
И сегодня множество людей приходят к батюшке Серафиму и получают от него духовного утешения, как от родного отца. И на самом деле мы можем заметить, та благодать, которую Господь даровал преподобному Серафиму, нас утешает, укрепляет, как та благодать, которая дана каждому духовнику, которая тоже имеет власть от Бога людей утешать, укреплять и наставлять.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Петр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Петр Румянцев-Задунайский. Последнее наименование было присвоено Петру Румянцеву Екатериной за его блистательные победы над турками. Румянцева в XVIII веке не без основания почитали гениальнейшим полководцем и чтили европейские государи. Побеждённый им Фридрих, король Пруссов, устраивал Румянцеву такой приём в Берлине, какого не удостаивалось ни одно коронованное лицо. А австрийский император Иосиф, когда обедал, всегда один прибор держал свободным для Петра Румянцева, почитая его присутствующим.
Начинал он свою жизнь с проказ, был непослушен, бедокурил и в России, и в Европе, где учился, приносил немало огорчений родителям. Но, как это бывает, человек не подчинявшийся никаким условностям, после кончины отца стал совершенно преданным престолу военачальником, который заслужил от российских правительниц, более всего от Екатерины, а прежде и Елизаветы, всех высших титулов, включая орден Андрея Первозванного, алмазную шпагу, оливковый венец с алмазами. Генерал-губернатор Малороссии привёл эти земли в совершенный порядок и содействовал пополнению российской казны, умело организовывая здесь хозяйственную и общественную жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема