Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
По словам одного из великих русских святых прп. Серафима Саровского, цель христианской жизни заключается в стяжании, то есть, приобретении Духа Святого. В сегодняшнем небольшом отрывке апостол Павел описывает те качества, которые свидетельствуют о том, что человек приобрел это состояние. Он называет их плоды Святого Духа, то есть, результат Его действия в душе человека.
В первую очередь это любовь. В греческом языке есть несколько слов, которые обозначают это чувство. Эрос — влечение мужчины к женщине; филиа — дружеская симпатия; сторге — любовь между родителями и детьми; и, наконец, агапе — любовь, в высшем смысле этого чувства. Открытость и благожелательность к человеку несмотря ни на что. Даже на его оскорбления и обиды. Именно о такой любви говорит апостол Павел. Именно это любовь в ее христианском понимании.
Радость — еще один дар Святого Духа. Речь идет не о всплеске эмоций. В первую очередь подразумевается особое духовное состояние, которое имеет религиозный характер. То есть является результатом общения с Богом. Мир означает душевное спокойствие и безмятежность, причиной которого является глубокая уверенность, что все находится в руках Бога. И несмотря на все неурядицы, Он заботится и ведет нас по этой жизни. Долготерпение — еще одно важное качество. Свт. Иоанн Златоуст, объясняя, какое состояние души можно понимать под этим словом приводит пример. Представьте, говорит он, что есть человек, который обладает огромной властью и достаточной силой, чтобы отмстить своим обидчикам. Однако он не делает этого, сдерживая свой гнев. Благость и милосердие — два качества, которые тесным образом друг с другом связаны. Если милосердие — это великодушие, то благость, это его высшая степень. Вера не просто свойство человека, который верит в Бога. Этим слово обозначали человека, который заслуживает доверия, на которого можно положиться. То есть надежного, ответственного. Еще одно свойство — это кротость. С одной стороны, это слово переводят как покорный воле Бога; с другой, оно означает «внимательный, чуткий к другим». Это человек, который воздержан в своих чувствах, слова и поступках по отношению к ближним. Наконец, воздержание. Если слово кроткий указывает на область взаимоотношений между людьми, то в данном случае речь идет о способности контролировать желания и страсти в себе самом. Иными словами, воздержание означает высшую степени внутреннего самообладания.
Всякий христианин, участвуя в церковных Таинствах, исполняя Евангельские заповеди, призван приложить все усилия, чтобы развить в себе эти качества. Видя наше усердие, их подлинный источник, Дух Святой, поможет нам, каждому по его старанию, в свою меру.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен