Гал., 200 зач., I, 11-19.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Автор только что прозвучавших слов, апостол Павел, был по своему происхождению еврей. Родился он за пределами Палестины в городе Тарс, который располагался на территории современной Турции. Семья Павла была очень зажиточная, его родители, как он сам, имели римское гражданство. Своему сыну они дали прекрасное по тем временам образование. Учился Павел в одной из крупнейших раввинистических школ того времени, в Иерусалиме у Гамалиила Старшего. Здесь он постиг все тонкости толкования Священного Писания, а также во всех тонкостях изучил всю предшествующую традицию веры в Единого Бога. В результате Павел стал представителем фарисейской партии, одной из самых влиятельных религиозных группировок внутри иудейской традиции. Фарисеи делали особый акцент на том, что сохранить и предать будущим поколениям те предания благочестия, которые достались им от отцов. Поэтому, когда возникло христианство, Павел стал его ярым противником и преследователем. Он видел в новом течении угрозу для родной веры. Во время очередной командировки в город Дамаск, цель которой заключалось в том, чтобы выявить и уничтожить христиан в этом городе, ему лично явился Сам Христос. Эта встреча изменила все. Из фанатичного гонителя, Павел стал самым ревностным проповедником нового учения.
С высоты этого опыта, в только что прозвучавшем отрывке, апостол сравнивает свой опыт веры, когда он был фарисеем, с тем, который он приобрел, когда стал христианином. Существенную разницу он видит в том, что глубокую веру в истины Евангелия он приобрел, лично повстречав Спасителя. В то время как его верность иудейской традиции была основана на знакомстве с отеческими преданиями. Причем он был, по его же словам, «неумеренным ревнителем» этих преданий.
Выводы, которые мы можем сделать для себя, напрашиваются сами. Подлинная вера должна иметь в своей основе нечто большее, чем просто следование традиции. Подлинная вера не просто механическое воспроизведение форм благочестия, которых придерживались наши отцы и деды. Такое христианство — христианство по инерции, христианство в силу культурных обстоятельств. Оно очень шаткое и легко выветривается из человеческого сердца, когда меняются внешние декорации. Такой «культурный христианин» очень легко снимает крест, когда жизнь ставит его в определенную ситуацию. Например, ему необходимо переехать в другую страну, где вера во Христа нежелательна, и для благополучной жизни лучше сменить крестик на символ другой религии. Подлинная же вера начинается с личной встречи со Христом и усиливается благодаря постоянному общению с Ним. Наши богослужебные тексты, песнопения, богословские трактаты, наш устав благочестия, то есть все, что мы называнием церковная традиция или церковное предание — этого всего лишь рукотворная оболочка, в которую выдающиеся люди веры облекали опыт этой встречи с Богом, опыт личного живого разговора с Творцом. Постараемся не забывать об этом, чтобы наше христианство было таким же живым и действенным, как христианство апостола Павла.
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.