Гал., 200 зач., I, 11-19.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, 12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, 14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил 16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, 17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Автор только что прозвучавших слов, апостол Павел, был по своему происхождению еврей. Родился он за пределами Палестины в городе Тарс, который располагался на территории современной Турции. Семья Павла была очень зажиточная, его родители, как он сам, имели римское гражданство. Своему сыну они дали прекрасное по тем временам образование. Учился Павел в одной из крупнейших раввинистических школ того времени, в Иерусалиме у Гамалиила Старшего. Здесь он постиг все тонкости толкования Священного Писания, а также во всех тонкостях изучил всю предшествующую традицию веры в Единого Бога. В результате Павел стал представителем фарисейской партии, одной из самых влиятельных религиозных группировок внутри иудейской традиции. Фарисеи делали особый акцент на том, что сохранить и предать будущим поколениям те предания благочестия, которые достались им от отцов. Поэтому, когда возникло христианство, Павел стал его ярым противником и преследователем. Он видел в новом течении угрозу для родной веры. Во время очередной командировки в город Дамаск, цель которой заключалось в том, чтобы выявить и уничтожить христиан в этом городе, ему лично явился Сам Христос. Эта встреча изменила все. Из фанатичного гонителя, Павел стал самым ревностным проповедником нового учения.
С высоты этого опыта, в только что прозвучавшем отрывке, апостол сравнивает свой опыт веры, когда он был фарисеем, с тем, который он приобрел, когда стал христианином. Существенную разницу он видит в том, что глубокую веру в истины Евангелия он приобрел, лично повстречав Спасителя. В то время как его верность иудейской традиции была основана на знакомстве с отеческими преданиями. Причем он был, по его же словам, «неумеренным ревнителем» этих преданий.
Выводы, которые мы можем сделать для себя, напрашиваются сами. Подлинная вера должна иметь в своей основе нечто большее, чем просто следование традиции. Подлинная вера не просто механическое воспроизведение форм благочестия, которых придерживались наши отцы и деды. Такое христианство — христианство по инерции, христианство в силу культурных обстоятельств. Оно очень шаткое и легко выветривается из человеческого сердца, когда меняются внешние декорации. Такой «культурный христианин» очень легко снимает крест, когда жизнь ставит его в определенную ситуацию. Например, ему необходимо переехать в другую страну, где вера во Христа нежелательна, и для благополучной жизни лучше сменить крестик на символ другой религии. Подлинная же вера начинается с личной встречи со Христом и усиливается благодаря постоянному общению с Ним. Наши богослужебные тексты, песнопения, богословские трактаты, наш устав благочестия, то есть все, что мы называнием церковная традиция или церковное предание — этого всего лишь рукотворная оболочка, в которую выдающиеся люди веры облекали опыт этой встречи с Богом, опыт личного живого разговора с Творцом. Постараемся не забывать об этом, чтобы наше христианство было таким же живым и действенным, как христианство апостола Павла.
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Свято-Георгиевский женский монастырь
Свято-Георгиевский женский монастырь — пример того, как люди, благодаря своей вере и любви, могут творить чудеса. На горе Дубровка, расположенной рядом с городом Ессентуки, еще 20 лет назад ничего не было. А сейчас — этот монастырь, посвященный Святому Великомученику Георгию Победоносцу, один из ярких уголков Кавказских Минеральных Вод. Сюда едут туристы, паломники и постоянные прихожане, чтобы побывать на службах, где очень проникновенно поют воспитанницы детского приюта — пансиона «София» и монахини, прикоснуться ко множеству святынь, а главное, посмотреть на свою жизнь с высоты, ведь это важно.
О том, как был построен этот монастырь, кто его помощники, как здесь живут и трудятся замечательные сестры обители, во главе с Матушкой Игуменьей Варварой Шурыгиной, а еще о том, как воспитать в детях веру в Бога, расскажет наша программа.
Все выпуски программы Места и люди