— Мы должны воспринимать боль не просто как сокращение мышц. А как мольбу брата о помощи. И помогать со всей любовью, на какую способны. И кроме того, вы увидите, что часто можно облегчить боль одним жестом. Верным советом, объятием, а не просто сухим медицинским рецептом.
Врачу необходимо видеть в пациентах не только тела, но прежде всего, бессмертные души — так считал доктор Джузеппе Москати, выдающийся итальянский медик и филантроп, живший в Неаполе в конце 19-го — начале 20-го века. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинобиографии этого удивительного человека — фильма, который называется «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь». В 2007 году двухсерийную картину снял итальянский режиссёр Джакомо Кампиотти. В том же году фильм завоевал награду Римского кинофестиваля как лучший телевизионный мини-сериал и с большим успехом демонстрировался практически во всех странах мира.
От итальянского кино ожидаешь прежде всего накала страстей, темперамента, бурной динамики. Но этот фильм — другой. Он спокойный, умиротворяющий. При этом невероятно увлекательный и захватывающий. Не нужно предварительно изучать биографию Джузеппе Москати, чтобы с первых же кадров буквально с головой погрузиться в картину. Как только мы видим на экране главного героя, кажется, что мы знали его всегда. Улыбчивый, живой, непосредственный, излучающий любовь и доброту, Джузеппе сразу становится нашим лучшим другом. Студент, которому ничего не стоит подговорить приятеля сбежать с лекций на пляж. Влюблённый мужчина, переживающий сердечную драму. Молодой доктор, ради любви к пациентам нарушающий строгие правила госпиталя. А потом уже известный врач, к которому стекаются бедняки со всего Неаполя, и никто не уходит без помощи. Герой предстаёт перед нами таким разным, и лишь одно в нём остаётся неизменным: глубокая любовь к людям, милосердие, готовность отдать последнее тому, кто в этом нуждается. Интересно, что в жизни Доктор бедных, как прозвали Москати за его бескорыстное лечение бедняков, был ещё и глубоко верующим человеком. В картине тема веры затронута очень деликатно, всего в нескольких эпизодах. Например, в одном из них Джузеппе разговаривает со своим наставником, профессором, и делится с ним наблюдениями:
— Не вижу никакого противоречия между наукой и верой. Чем больше я изучаю природу, человеческое тело, тем больше замечаю, что во всём присутствует всё тот же радостный Творческий Разум.
В каждом человеке доктор Москати видел образ Бога. Поэтому во время землетрясения он без страха входит в обрушивающееся здание лечебницы, чтобы вызволить оттуда прикованных к постелям больных. Поэтому перевозит из больницы к себе в дом тяжело больную, умирающую женщину, чтобы хоть как-то скрасить её последние дни. В одной из сцен фильма эта женщина — её зовут Хлоя — беседует с сестрой доктора Москати и называет его поступок проявлением истинной любви.
— Видно не судьба мне быть любимой.
— Я тоже так думала. А потом я встретила вас и вашего брата. И вы впустили меня в свой дом и подарили мне эти дни. Вот любовь, дающая счастье. Которую даришь другим, ничего не оставляя для себя.
Именно так, всё отдавая другим, жил доктор Москати, чью историю ярко и увлекательно рассказал в своём фильме режиссёр Джакомо Кампиотти. Главную роль в картине исполнил известный итальянский актёр Бепе Фиорелло. В 2015 году в историческом центре итальянской провинции Козенца, где проходила основная работа над кинолентой, установили мемориальную доску в честь съёмок фильма. Выступая на церемонии открытия, Бепе Фиорелло признался, что благодаря роли доктора Москати поверил в то, что любовь и доброта сильнее всего на свете. После просмотра фильма «Джузеппе Москати. Исцеляющая любовь» тоже веришь в это всем сердцем.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.