
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 116 зач., XV, 1-7.
1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня.
4 А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду.
5 Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса, 6 дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В первые же века существования Церкви среди христиан начали появляться такие люди, которые говорили, что членом христианской общины может быть только чистый и непорочный человек. С теми, кто впал в тот или иной грех, общаться категорически нельзя, так как они более не являются христианами. По этой причине жили они очень обособлено, с подозрением и зачастую высокомерием общаясь с теми, кто, по их мнению, был недостоин называться учеником Христа. Подобные настроения в том или ином виде появлялись во все периоды истории Церкви. Существует даже общее название для тех, кто был носителем этих идей — «катары», то есть, «чистые». И все же, несмотря на ревность и внешнее благочестие катаров, подобные настроения всегда отвергались церковным единством. Более того, они были осуждены рядом церковных соборах. Ведь с самого начала своего существования христианская Церковь мыслила себя не только как общество, которое составляют непорочные и безгрешные. Скорее она мыслила себя как лечебница, в которую приходят люди в разной степени пораженные одной общей страшной болезнью, имя которой смерть. А потому Церковь — это собрание тех, кто в потоке суеты этой жизни вдруг осознал, что независимо от того, насколько чиста и непорочна твоя жизни, итог один — могила. Церковь — это общество людей, которые искреннее жаждут того, кто бы их спас от этой участи, то есть Спасителя, Бога.
Поэтому апостол Павел, объясняя своим адресатам, что должно находиться в основе подлинного христианского братства, говорит о снисхождении к немощам друг друга. Это отнюдь не призыв закрывать глаза на грехи ближнего или потакать его слабостям. Скорее речь идет о том, что превозноситься над оступившимся человеком, или над тем, кто подвержен той или иной немощи, — все равно что безногому превозносился над безруким. Тот, кто так поступает, не видит себя самого. Не осознает, что также подвержен тому самому недугу умирания, который проявил себя в его более слабом близком. А, следовательно, просто не понимает той главной причины, ради которой все мы собрались в единый церковный организм.
Но главная причина, по которой апостол призывает, со снисхождением терпеть немощи друг друга заключается в том, что именно так к нашим недостаткам относится Христос. Если Он, Единый безгрешный, покрывает нас Своей милостью, то тем более нам несовершенным следует прощать друг другу. Лишь поступая так всякий из нас, независимо от степени своей внешней благопристойности, в результате неизбежно обретет спасение и жизнь вечную.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











