Адрес храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях:
121087, Москва, ул. Новозаводская, 6.
Телефоны: +7 (499) 148-45-52.
Как проехать к храму:
Ст. метро «Фили», далее пешком 500 метров.
Считается, что название Фили произошло от маленькой речушки Хвильки, в просторечии Фильки, правого притока Москвы-реки. Есть версия, что Фили - от финно-угорского «веле» – «поселение». Однако мы не о Филях. А о необыкновенной красоты Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, но – в Филях, на Новозаводской улице, 6.
Храм был основан в 1619 году владельцами здешних земель Мстиславскими и недавно воцарившимся Михаилом Федоровичем в честь великого для Москвы и России события: в праздник Покрова, 1 октября 1618 года, польские войска были отброшены русскими от Москвы. Это было окончание Смутного времени. В этой победе москвичи увидели покровительство Богородицы, и тогда в Москве появились несколько новых Покровских церквей, в том числе и в Филях.
Нынешнее же здание храма возвел в последние годы 17-го века Лев Кириллоич Нарышкин, дядя Петра Первого.
На первом этаже находилась церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Льва Нарышкина от смерти (он молился перед этой иконой во время стрелецкого бунта).
Эта церковь стала домовым храмом Нарышкиных в филевской вотчине, где была устроена одна из первых в России усадеб на европейский «регулярный» манер: парк, пруды, фруктовый сад, дворец с башней, увенчанной часами. После постройки новой церкви резиденция стала именоваться селом Покровским, иногда с прибавлением «Фили тож».
Имя архитектора, к сожалению, неизвестно. Известно другое. Церковь Покрова в Филях считается одним из красивейших московских храмов постройки конца XVII века. Мало того, она также считается ярчайшим образцом уникального архитектурного стиля под названием «нарышкинское барокко».
Церковь красотою своею буквально потрясла современников и вызвала у многих желание иметь у себя подобное чудо. Кстати, многие знатные люди позже строили себе домовые храмы, практически копируя не только внешний стиль, но и многие элементы внутреннего убранства.
Искусствовед Игорь Грабарь, назвал филевскую церковь «легкой кружевной сказкой», при этом особо подчеркивая, что это «чисто московская, а не европейская красота».
В июле 1941 года храм был закрыт. Тогда же сняли купола, и разобрали верхнюю часть, чтобы немецкие артиллерийские наводчики не могли использовать церковь как ориентир для корректировки стрельбы.
В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века. В 71 году храм передали музею имени Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал, который открылся к московской Олимпиаде.
В конце 90 года церковь как бы вернули верующим, но только нижний Покровский храм. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника, чего Церковь якобы обеспечить не сможет, ведь храм Покрова в Филях внесен ЮНЕСКО в перечень «Сокровищ мира».
Странная и неправильная ситуация, которая, даст Бог, разрешиться наилучшим образом.
В любом случае - Церков Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, на Новозаводской улице, 6 – это красота, которую вы просто обязаны увидеть.
Адрес сайта: http://pokrov-fili.ru/
Схема проезда:
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.