Учениками Христа принято называть, в первую очередь, двенадцать апостолов. Что, безусловно, правильно. Апостолы постоянно следовали за Спасителем во время Его земного служения — слушали Его проповедь, видели Его чудеса. Однако существовали и люди, которые не могли открыто находиться рядом со Христом, но при этом тоже считались Его учениками — тайными. Одним из них был Иосиф Аримафейский. Святой Иосиф, иудейский старейшина, член Синедриона (верховного суда древнего Израиля), боялся до времени открыто заявить, что верит во Христа. Всё изменилось, когда Спасителя схватили и распяли. После казни Иисуса Иосиф перестал скрываться. Он отправился во дворец Понтия Пилата и попросил римского правителя Иудеи отдать ему тело умершего Христа. Иосиф взял на себя заботы по погребению Спасителя и отдал для захоронения собственную гробовую пещеру. Впоследствии Церковь прославила храбрость Иосифа Аримафейского в одном из проникновенных песнопений Страстной седмицы — недели перед Пасхой. Начинается оно со слов «Приидите ублажим Иосифа Приснопамятного». О содержании песнопения рассказывает священник Антоний Борисов.
Православная Церковь молитвенно вспоминает смерть и погребение Христа в Великую пятницу — пятницу недели перед Пасхой. В этот день в центре храма поставляется Плащаница — вышитая икона, на которой изображен умерший Спаситель. Плащаница выносится из алтаря священником. Прихожане подходят к иконе и благоговейно целуют её. А хор поет такие слова (переведем их сразу на русский язык):
«Придите, прославим Иосифа, навеки памятного, ночью к Пилату пришедшего и Жизнь всех (то есть Христа) испросившего: «Отдай мне Сего Странника, Который не имеет, где главу приклонить; отдай мне Сего Странника, Которого ученик коварный предал на смерть; отдай мне Сего Странника, Которого Матерь, видя висящим на Кресте, с рыданиями взывала и по-матерински восклицала: „Увы Мне, Дитя Моё! Увы Мне, Свет Мой и Жизнь Моя возлюбленная! Ибо предсказанное в храме Симеоном в сей день сбылось: Моё сердце меч пронзил, но в радость о воскресении Твоём плач претвори!“ Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, и святому воскресению!»
Прозвучавший текст вобрал в себя не только события Страстной седмицы, но отсылает нас и к пророчеству, рассказанному в начале евангельской истории. Пресвятой Богородице святой Симеон Богоприимец предсказал, что боль об умершем Сыне пронзит Её сердце, как нож. Что и произошло в итоге.
Песнопение «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», возможно, было написано святым Иоанном Дамаскиным, жившим в восьмом веке по Рождестве Христовом на территории Персидской империи. Но это только одна из версий. Дело в том, что богослужение Страстной недели в течение веков редактировалось и дополнялось многими церковными поэтами, став большим коллективным, но при этом цельным трудом. Давайте послушаем песнопение «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» в исполнении хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.