
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Многим слушателям, безусловно, известно название — «Варфоломеевская ночь». Так принято именовать массовое убийство протестантов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около 2000 человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч иноверцев. Чтобы случайно не поранить или не убить друг друга католики нашивали на одежду и головные уборы белые кресты. Таким образом, массовое убийство одних христиан другими проходило, к сожалению, под знаком Креста Господня. Варфоломеевская ночь, при всей своей жестокости, является всего лишь одним эпизодом из истории межхристианских конфликтов на западе. Тут можно вспомнить и крестовые походы, и Тридцатилетнюю войну, и деятельность инквизиции. Религиозные гонения осуществлялись и в нашей стране — достаточно вспомнить преследование старообрядцев. Ошибочность таких действий была впоследствии всё же признана. В сегодняшнем апостольском чтении речь также идет о вражде, способной возникнуть на религиозной почве. Апостол Павел пишет в послании к римлянам, что не существует верующих первого и второго сорта. Если человек пришел в Церковь, принял крещение, его нужно, как минимум, уважать, а в идеале — любить, как самого близкого и дорогого сердцу родственника. В целом же, инструментами евангельской проповеди для Павла являются не внешние, а, прежде всего, внутренние средства: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Все перечисленные добродетели служат основой христианской инаковости — того, что действительно отличает или должно отличать учеников Господа Иисуса от окружающего их мира. Именно любви, радости, мира, на самом деле, ищут все люди. Но, к сожалению, подчас устремляются за их ложными двойниками, миражами. Или же начинают полагать, что перечисленных Павлом плодов можно достичь не благодаря усердной работе над собой, а с помощью внешних средств — политики, например. Ровно так считали французы — инициаторы Варфоломеевской ночи. В их понимании для воцарения желанного мира и благоденствия нужно было физически уничтожить инакомыслящих. Но такое рвение лишь удаляет человека от общения с Богом — «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Заметьте — не чужую плоть распяли, а свою. Но как же поступать, если кто-то начинает заблуждаться, совершать ошибки? Таковых Павел призывает вразумлять в духе кротости. На практике это означает следующее. Одни и те же слова можно произнести совершенно по-разному. И если мы чувствуем, что на самом деле хотим обидеть человека, а не помочь ему исправиться, лучше промолчать. Ничего кроме ответного раздражения наше гневное вразумление не принесёт. Указывать на ошибки другого можно лишь в одном случае — если мы действительно любим, уважаем человека и хотим ему добра. Это проявляется, прежде всего, в том, что мы имеем внутреннюю готовность не просто сказать какие-то слова, но и принять деятельное участие в жизни ближнего — разделить с ним бремя ошибок и помочь от этого бремени избавиться.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема