
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Многим слушателям, безусловно, известно название — «Варфоломеевская ночь». Так принято именовать массовое убийство протестантов во Франции, устроенное католиками в ночь на 24 августа 1572 года, в канун дня святого Варфоломея. По различным оценкам, в Париже в этот день погибло около 2000 человек, а по всей Франции в погромах было убито около 30 тысяч иноверцев. Чтобы случайно не поранить или не убить друг друга католики нашивали на одежду и головные уборы белые кресты. Таким образом, массовое убийство одних христиан другими проходило, к сожалению, под знаком Креста Господня. Варфоломеевская ночь, при всей своей жестокости, является всего лишь одним эпизодом из истории межхристианских конфликтов на западе. Тут можно вспомнить и крестовые походы, и Тридцатилетнюю войну, и деятельность инквизиции. Религиозные гонения осуществлялись и в нашей стране — достаточно вспомнить преследование старообрядцев. Ошибочность таких действий была впоследствии всё же признана. В сегодняшнем апостольском чтении речь также идет о вражде, способной возникнуть на религиозной почве. Апостол Павел пишет в послании к римлянам, что не существует верующих первого и второго сорта. Если человек пришел в Церковь, принял крещение, его нужно, как минимум, уважать, а в идеале — любить, как самого близкого и дорогого сердцу родственника. В целом же, инструментами евангельской проповеди для Павла являются не внешние, а, прежде всего, внутренние средства: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Все перечисленные добродетели служат основой христианской инаковости — того, что действительно отличает или должно отличать учеников Господа Иисуса от окружающего их мира. Именно любви, радости, мира, на самом деле, ищут все люди. Но, к сожалению, подчас устремляются за их ложными двойниками, миражами. Или же начинают полагать, что перечисленных Павлом плодов можно достичь не благодаря усердной работе над собой, а с помощью внешних средств — политики, например. Ровно так считали французы — инициаторы Варфоломеевской ночи. В их понимании для воцарения желанного мира и благоденствия нужно было физически уничтожить инакомыслящих. Но такое рвение лишь удаляет человека от общения с Богом — «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями». Заметьте — не чужую плоть распяли, а свою. Но как же поступать, если кто-то начинает заблуждаться, совершать ошибки? Таковых Павел призывает вразумлять в духе кротости. На практике это означает следующее. Одни и те же слова можно произнести совершенно по-разному. И если мы чувствуем, что на самом деле хотим обидеть человека, а не помочь ему исправиться, лучше промолчать. Ничего кроме ответного раздражения наше гневное вразумление не принесёт. Указывать на ошибки другого можно лишь в одном случае — если мы действительно любим, уважаем человека и хотим ему добра. Это проявляется, прежде всего, в том, что мы имеем внутреннюю готовность не просто сказать какие-то слова, но и принять деятельное участие в жизни ближнего — разделить с ним бремя ошибок и помочь от этого бремени избавиться.
12 мая. О подвиге преподобного Нектария Оптинского

Сегодня 12 мая. День памяти преподобного Нектария Оптинского, отошедшего ко Господу в 1928 году.
О его подвиге — протоиерей Владимир Быстрый.
С юных лет он стремился к духовной жизни. В 29 лет, уже будучи взрослым человеком, оставил мир и пришел в Оптину пустынь, знаменитый центр русского старчества, где наставниками его стали великие подвижники — преподобный Амвросий Оптинский и преподобный Анатолий Зерцалов. Жизнь в монастыре Нектарий начал с самых скромных послушаний. Трудился в пекарне, ухаживал за садом, носил воду. Его смирение и кротость поражали даже братьев. 20 лет он прожил в полузатворье, не разговаривая ни с кем из монахов, кроме духовника. Он имел благословение от старцев на юродство. А в 1912 году Оптинская братия избрала Нектария старцем, братским духовником, и он стал преемником Оптинских старцев. Он обладал даром прозорливости, предвидел судьбы людей и грядущие испытания России, всегда призывал к надежде. Сквозь тьму богоотступничество воссияет свет Христовой истины. К нему приезжали не только простые крестьяне, но и выдающиеся деятели культуры. Константин Леонтьев, художник Александр Болотов, актер Михаил Чехов. Ко Господу отошел преподобный Нектарий 12 мая 1928 года. В 2000 году он был прославлен в лике святых. Его жизнь напоминает, что даже в самые мрачные времена свет Христовой любви не угасает. Как говорил сам старец, любите Бога и ближних. В этом вся наука. А там, где любовь, там и Бог. Его наследие — это урок стойкости, милосердия и веры, который способно преобразить даже эпоху безверия.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О личности и трудах Виктора Григоровича

Сегодня 12 мая. В этот день в 1815 году родился филолог и славист Виктор Иванович Григорович.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Исключительно добрый, застенчивый, скромный человек, никогда не выставлявший своего имени и умевший всегда отдавать преимущество собеседнику. Он любил церковно-славянский язык и говорил о том, что язык Матери Церкви является объединяющим началом для всего православного славянства. Путешествуя по европейской части Турции, вникая в памятники филологической культуры южного славянства, особенно подробно занимаясь сербским славянством и его литературными памятниками, Виктор Иванович Григорович оставил после себя ценные труды, весь пафос которых заключается, как и в поэтическом наследии Фёдора Ивановича Тютчева, в желании обновить связи и сплотить православное славянство Европы и России, как имеющего единый духовный корень в православной культуре. Отдавая дань этому замечательному труженику российской филологической науки, помолимся, да упокоит Господь раба Божьего Виктора! И пусть его молитвами славянство, сегодня забывающее о своих корнях, восстановит попранное единство поместных православных церквей!
Все выпуски программы Актуальная тема
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема