Во второй половине 17 века, во время правления Алексея Михайловича, особую популярность в России получили литературные пересказы жития Алексия, человека Божия, небесного покровителя русского царя. В истории жизни святого Алексия много удивительных приключений, цель которых — достичь Царствия Небесного.
Сегодня мы говорим о преподобном Алексии, человеке Божием, и житийном сказании в стихах «Святой Алексий — человек Божий».
Алексий родился в Риме, он был единственным сыном и наследником знатного римского сенатора Евфимиана. У юноши было богатство, высокое положение в обществе, невеста из царского рода, которую нашли ему родители. Но Алексий с юных лет решил оставить мир и служить только Богу. В день свадьбы он тайно от всех сел на корабль и отправился на Восток, в город Эдессу, где хранилась великая христианская святыня — Нерукотворный Образ Спасителя. В Эдессе Алексий переоделся в лохмотья и избрал себе участь нищего на паперти храма Пресвятой Богородицы.
Вот как говорится об этом в русском житийном сказании:
И с той поры на паперти церковной
Он пребывал в молитве непрестанной,
Меж нищими питаясь подаяньем.
И много лет в молитве и посте
Он у дверей церковных оставался.
И раздавал он щедро нищей братии
Всё, что ему давали Христа ради…
Родители повсюду искали пропавшего из дома сына. Сенаторские слуги побывали и в Эдессе, но не узнали Алексия в оборванном нищем на паперти, и вернулись в Рим ни с чем.
В Эдессе пономарю храма был голос от иконы Божией Матери, указавший на Алексия, как на великого праведника. Народ узнал, что под образом нищего скрывается христианский подвижник. Алексий решил бежать от людской славы в другой город. Корабль, на котором он плыл, попал в бурю и оказался у берегов Италии. Алексий направился в Рим. Никем неузнанный, он смиренно просил у своего отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора.
Печалясь о пропавшем сыне, римский сенатор Евфимиан завел обычай давать в своем доме приют бедным странникам. Он поместил Алексия в специально устроенном помещении при входе в дом и велел кормить его со своего стола. Это вызвало зависть рабов, живших в сенаторском доме, в том числе и среди тех, кто прежде служил Алексию…
Тогда ему предстали испытанья:
Стал ненавистен он рабам своим,
И всячески они над ним ругались,
И били, и в лицо ему плевали,
И на главу его помои лили —
И все сносил без гнева Алексий.
В Евангелии от Матфея есть притча о богатом юноше, который однажды подошел к Иисусу Христу с вопросом: что ему нужно сделать, чтобы иметь жизнь вечную? Иисус ответил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах»… Услышав такой ответ, юноша отошел от Христа в печали, так как у него было большое имение и ему было жаль его лишиться.
Алексий отказался не только от богатства, но даже от заботы о себе близких, всецело вручив свою жизнь Богу. И это добровольное отречение, помноженное на великое смирение и терпение, сделало Алексия поистине человеком Божьим.
В день кончины Алексия чудесным образом открылась правда о его происхождении и праведной жизни.
Похороны Алексия стали великим торжеством в Риме, в котором приняли участие император Гонорий и римский папа Иннокентий.
Впрочем, в русском житийном сказании в стихах римский папа переименован в патриарха, который говорит народу такое напутственное слово.
Велик Господь! Он Своему рабу
Открыл тщету и тлен всего земного
И дух его к небесному направил, —
И Алексий, отвергшись князя мира,
Всем сердцем и душой отдавшись Богу,
Воистину стал Божьим человеком.
И был он мал и нищ здесь на земле,
Но стал велик и славен после смерти.
Житийное сказание в стихах «Святой Алексий — человек Божий» пользовалось огромной популярностью на Руси — оно существует почти в семидесяти вариантах.
Народ полюбил историю о том, как некий богатый римский юноша по имени Алексий добровольно отказался от всех благ земных и получил от Бога сокровище на небесах.
Натаниэль Готорн. «Дом о семи фронтонах»: «Ежедневное чудо»

Фото: Piqsels
У американского писателя девятнадцатого века Натаниэля Готорна есть роман под названием: «Дом о семи фронтонах». Однажды утром в гостиной этого дома уселся в старинное кресло судья Пинчен, чёрствый, жестокий, алчный и безжалостный человек. На минутку уселся. И задумался. А между тем часы тикают, день разворачивается, как дивная симфония, как чудесный цветок. У судьи множество дел, но он не трогается с места. Наступает вечер, ночь, а судья всё так же неподвижен.
Читатель уже понимает, что судья на самом деле мёртв, скоропостижно скончался от удара, а автор всё пытается разбудить его: «Что же вы, судья Пинчен? Вставайте! Скоро забрезжит рассвет». Судья, конечно, мёртв, но Готорн остро ставит вопрос: а был ли он вообще когда-либо жив? Может быть, намекает автор, физическую смерть судьи так нелегко распознать оттого, что духом-то он умер уже давно?
Преподобный Силуан Афонский, один из самых известных русских святых двадцатого века, говорил: «Каждый день мы питаем тело своё и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва».
Судья Пинчен так и остаётся сидеть в кресле в доме о семи фронтонах. А читатель в финале романа вместе с автором выходит наружу, где ждёт их подарок, который Господь вручает нам каждое утро: новый день.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Ильинский храм (Мичуринск, Тамбовская область)
Мичуринск, небольшой город в Тамбовской области, до 30-х годов ХХ века носил название Козлов. Потом его переименовали в честь селекционера Мичурина, который там жил и работал. Современный Мичуринск имеет статус наукограда, но на его тихих улочках по-прежнему витает дух патриархального купеческого городка. Здесь почти повсеместно сохранилась застройка 18-19 столетий. В самом центре, на площади Мичурина, можно встретить приземистые двухэтажные каменные здания — типичные купеческие особняки. Впрочем, на главной площади города поражают взор совсем не они. Ещё издали видно, как из-за деревьев в небо сверкающей стрелой устремляется высокий, тонкий шпиль. Приближаешься, и не веришь своим глазам: Петропавловская крепость!? Нет, не может быть, здесь же не Санкт-Петербург. Да и на шпиле — православный крест. Значит, это — храм. Одна из главных достопримечательностей Мичуринска — церковь святого пророка Божия Илии.
Схожесть колокольни Ильинского храма с башней Петропавловской крепости, возможно, и неслучайна — проект церкви разрабатывался по специальному заказу в Петербурге, итальянскими архитекторами. По легенде, руку к нему мог приложить сам Растрелли. Строительство началось в 1781-м году и продолжалось 20 лет, поскольку велось исключительно на добровольные пожертвования горожан. В архитектуре Ильинской церкви переплелись классицизм и элементы стиля барокко. Двухэтажное здание самого храма — практически квадратное, со строгими линиями, без особых излишеств в декоре. А рядом — трёхъярусная 67-метровая колокольня, украшенная колоннами, с арочными окнами и множеством фресок на фасаде. На территорию храма вели каменные ворота — тоже с колоннами, башенками и фресками. В точности такой предстаёт мичуринская Ильинская церковь перед нами и сегодня.
За то, что храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде, нужно благодарить искусствоведа Игоря Грабаря. Вооружившись легендой о том, что церковь, возможно, проектировал знаменитый Растрелли, Грабарь убедил власти в её исключительной исторической и архитектурной значимости. В 1925 году храму присвоили статус памятника архитектуры. Богослужения в нём продолжались вплоть до 1938 года. Потом церковь всё-таки закрыли, но не тронули. Примечательно, что с 1928-го по 1933-й год одним из штатных священников Ильинского храма был иерей Стефан Фомин — будущий преподобноисповедник Севастиан Карагандинский. У входа в храм прихожан встречает памятник этому святому. Его установили здесь в 2024 году, а богослужения в храме возобновились намного раньше — в 1992-м. Ильинка — так ласково и с любовью называют церковь святого пророка Божия Илии сами мичуринцы — без сомнения, остаётся сердцем современного города и создаёт в нём ту самую неповторимую атмосферу патриархальной старины.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Человек добро творящий. Ксения Хайсанова
Удивительная книга — Евангелие. Неважно сколько раз ты читала или слышала в храме эпизоды из Священного писания, Господь снова и снова обращает внимание на что-то новое в них, на детали, которые раньше не замечала. И через этот новый смысл Бог показывает, как подправить вектор духовной жизни.
Так, в один из воскресных дней на литургии услышала отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Господь умножил хлебы и две рыбки, чтобы накормить собравшийся народ. Я всегда воспринимала этот эпизод лишь как чудо умножения еды из любви Бога к человеку, но слова священника на проповеди открыли для меня новый смысл этого отрывка.
Батюшка сказал: «Обратите внимание вот на какую деталь: Апостолы первыми заметили, что люди голодны и подошли ко Христу с просьбой отпустить народ, чтобы те могли пойти и купить себе еды. А Господь ответил: "не нужно им идти, вы дайте им есть". Тогда ученики нашли немного хлеба и две рыбки. Христос совершил чудо умножения пищи. Но этот хлеб людям раздали апостолы. Так же и в нашей жизни — продолжил священник, — Мы часто замечаем, что какому-то человеку нужна помощь, поддержка, но проходим мимо, думая, что как-то Бог ему поможет. Но именно мы должны помощь, мы должны помолиться, и тогда Отец Небесный, видя наше усердие, сотворит Чудо».
Эти слова коснулись моего сердца, даже кольнули его. Никогда раньше не рассматривала описанное событие с этой стороны.
Замечаю ли я, что где-то могу помочь? Замечаю. Использую ли я эти возможности? Чаще прохожу мимо, говоря или думая примерно следующее: «Господи, все равно не смогу».
Да, мои возможности не так уж велики, но ведь это не дает мне право бездействовать, ждать любви от других и не пытаться что-то отдать взамен? Да, я одна не смогу, а с Господом — совсем другое дело.
Выходя в то утро из храма, мне захотелось обратиться к Творцу с такими словами: «Господи, помоги быть человеком не мимо проходящим, а добро творящим!»
Автор: Ксения Хайсонова
Все выпуски программы Частное мнение







