Одно из тонких дьявольских удовольствий - это удовольствие считать других гадами. Люди в сети (в том числе, православные люди) быстро верят гадостям про других - и когда выясняется, что они ошиблись, признают это крайне неохотно. Возвещение о чужом грехе воспринимается как что-то настолько желанное и утешительное, что люди верят в него сразу и с большой охотой - как впечатлительные паломники верят рассказам о чудесах. Христианину было бы уместно вести себя ровно наоборот - скорбеть при известии о грехах и пороках ближних, радоваться, когда эти известия оказываются ложными. Но борьба со злом действует как наркотик. Когда толпа кричит "долой", она испытывает огромное воодушевление и подъем, к людям тут трудно приступать с какими-то разумными аргументами. Борец со злом в интернете тоже не пытается обратить кого-либо в свою веру - он упивается борьбой. Чувства самоправедности, гнева и ненависти булькают в нем крепким, сносящим голову коктейлем - при этом абсолютно не важно, на какой стороне он сражается. Будет человек отстаивать чистоту веры против злых еретиков, или христианскую открытость против злых фундаменталистов, примет ту или иную сторону в политическом противостоянии - будет определяться факторами, во многом, случайными. Одно будет неизменно - утрата как нравственной, так и интеллектуальной рефлексии, способности задаться вопросами - "А правильно ли я поступаю?". "А надежны ли эти сообщения?" "А не манипулируют ли мной, как последним идиотом?". Если попытаться прямо эти вопросы поставить, ответ будет стандартным - надо же бороться с гадами! Ведь они такие гады! Вы что, за гадов? Даже если человек согласится - тут вранье, тут сплетня, тут полный бред - это его не останавливает. В атаку на гадов! Ура! Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю! Тут надо объяснить одну вещь. Есть дешевые, и есть дорогие способы обретения морального удовлетворения. Борьба с гадами - самый дешевый и эффективный. Легко почувствовать себя воином добра и света, противостоя гадам, легко снять вопросы к своему поведению, переведя все стрелки на "них", а вот "они"... Божий путь - путь покаяния и исправления своей жизни, терпеливых усилий по исцелению людей и отношений, выглядит гораздо более затратным. Да и простое благоразумие - например, проверка новостей на предмет их правдоподобия - это тоже затратно, и, по правде сказать, скучно. И тут одно можно посоветовать - а не надо бороться с гадами. Пришло настроение побороться с гадами - посмотрите какой-нибудь дурацкий сериал, поиграйте в компьютерную игру. Можно даже выйти на улицу и погулять. Эти аскетические упражнения принесут Вам большую пользу. Возможно, даже, отвлекшись от борьбы, Вы увидите вокруг себя много возможностей послужить Господу - помогать нуждающимся, утешать унылых, примирять враждующих, просто пойти посуду помыть. А гады? Борцов с гадами в этом падшем мире и без Вас хватит, не сомневайтесь.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер