Адрес: 2-й Крестовский пер., д. 17
Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе – храм, которому в новое время сильно повезло. Он один из немногих московских храмов, который никогда не закрывался.
Знаменский храм отсчитывает историю свою с начала XVII века. Солгласно документам в 1626 году на месте этом стояла деревянная церковь в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Именовалась она тогда так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе».
В 1712 году деревянный храм сгорел. На средства благотворителей и прихожан очень быстро, всего за год, построили новый деревянный храм. И освятили уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Пожалуй, Знаменский был одним из самых больших в Москве: в 1722 году здесь насчитывалось 550 дворов. По тем временам – очень много.
Вот в силу многочисленности прихода спустя всего полвека после возведения деревянного храма начали возводить каменный. Строили его почти 10 лет – с 1757-го по 1766 год.
Здание выстроено в стиле «нарышкинское барокко» с характерной для этого стиля цветовой гаммой – белые архитектурные детали на фоне ярко-розовых стен. Спустя 122 года, в 1888-м, храм весьма значительно расширили по проекту епархиального архитектора Степана Васильевича Крыгина. Расширили необычайно грамотно, полностью воспроизведя стилистику прежнего здания, отчего вся композиция не потеряла своей гармонии.
Среди чтимых святынь храма – а их множество - храмовый образ Богоматери в центральной части храма в резном киоте - список 16-го века с древней новгородской иконы.
Почитается как чудотворный и Животворящий Крест 18-го века из женского Страстного монастыря.
И еще один - крест 1652 года из разрушенной часовни у Крестовской заставы.
Еще одна святыня Знаменского храма - образ святого мученика и чудотворца Трифона с частицами мощей. Этот образ вместе с другими святынями из закрытых московских храмов принесен в храм в 30-х годах.
Контакты: храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе
Адрес: 2-й Крестовский пер., д. 17
Ближайшие станции метро:
Рижская (270 м)
Проспект Мира (1,2 км)
Проспект Мира (1,4 км)
Адрес сайта: http://www.znamene.ru/
Схема проезда:
14 июня. О личности и почитании святого праведного Иоанна Кронштадтского

Сегодня 14 июня. День прославления в 1990 году святого праведного Иоанна Кронштадтского.
О его личности и почитании — священник Алексий Дудин.
Иоанн Кронштадтский был уникальной фигурой. Он не просто был молитвенником, не просто был тем человеком, который старался помочь всем и всех услышать. Это был человек, который исполнял заповеди Господа нашего Иисуса Христа всем своим сердцем. Если он старался помочь бедному, то отдавал всё, что у него было. Если он молился за кого-то, то молился со слезами и молился полнотой своего пастырского сердца. Он часто плакал, часто переживал за людей, и Господь дал ему особый дар. К дару доброго сердца дал ему дар рассудительности.
Иоанн Кронштадтский был прославлен не только как святой, но как тот человек, который, например, дал нашей церкви опыт дома трудолюбия — того дома, где нуждающийся человек, придя, получал не просто помощь и утешение, но научался трудиться.
Иоанн Кронштадтский очень много переживал за нашу Родину, предупреждал о том, что сейчас, если власти не употребят как можно больше усилийк трепетному воспитанию юношества, то возникнут как раз вот эти нездоровые революционные идеи, которые будут разъедать нашу Родину изнутри.
Иоанн Кронштадтский предупреждал, молился, трудился, очень много сделал, и именно поэтому он дорог нашему сердцу, и именно поэтому этот пастырь является образцом обращения русского народа к Господу.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и трудах Николая Рубинштейна

Сегодня 14 июня. В этот день в 1835 году родился выдающийся пианист, дирижёр и педагог Николай Рубинштейн.
О его личности и трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Николай Григорьевич Рубинштейн вместе со своим старшим братом, композитором и пианистом Антоном Рубинштейном, был около четверти века центральной фигурой музыкальной Москвы.
Свою исполнительскую деятельность Николай Рубинштейн начал в возрасте 4 лет под руководством матери, а уже в 7 лет мальчика вместе с братом приглашали на концертные выступления по городам России, а позднее — и Европы. Николай окончил Московский университет и получил профессию юриста, но принял решение полностью посвятить себя концертной деятельности.
В 1859 году Рубинштейн приложил все усилия для открытия специального отделения Императорского российского музыкального общества в Москве, а через 7 лет стал первым директором Московской консерватории. Через несколько лет консерватория стала лучшим музыкальным учебным заведением не только Москвы, но и всей России. Благодаря Николаю Рубинштейну консерватория получила право преподавать по собственным учебным программам. Их разрабатывали сами преподаватели. Кроме того, там была создана единственная на территории России кафедра древнерусского церковного пения.
Умер выдающийся музыкант в 1881 году в Париже, но похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище при огромном стечении народа. А его друг Петр Ильич Чайковский написал в его честь трио«Памяти великого артиста».
Все выпуски программы Актуальная тема
14 июня. О личности и служении Павла Вяземского

Сегодня 14 июня. В этот день в 1820 году родился русский историк и литератор Павел Вяземский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
Александр Сергеевич Пушкин, друживший с его отцом, посвятил ему шуточное шестистишие: «Душа моя, Павел, держись моих правил, твори то-то, то-то, не делай того-то, кажись, это ясно, прощай, мой прекрасный».
Павел Петрович не простился с Александром Сергеевичем, но стал своего рода наследником его таланта. И дипломат, и литератор, он служил Отечеству как попечитель учебных округов Петербургского, Казанского. Потрудился в Комитете иностранной цензуры. Был начальником управления по делам печати, организовал первую народную газету «Сельский вестник». Много занимался собирательством. Ценнейшие его замечания на «Слово о полку Игореве» стали отправной точкой для исследования этого шедеврального текста.
Много времени проведя за границей, Павел Петрович у себя в имении, в Астафьеве, оборудовал готический зал, наполненный живописными картинами, которые после его кончины были национализированы и поступили в Пушкинский музей.
Это был подлинный сын великой державной России.
Все выпуски программы Актуальная тема