
Мы беседовали с Заслуженным художником России, ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова Иваном Глазуновым.
В преддверии 90-летнего юбилея Ильи Сергеевича Глазунова Иван рассказал о готовящейся выставке самых ярких работ этого известного художника, о том, каким образом будет отмечен праздник в период карантина, а также поделился воспоминаниями о том, какими были его родители, как с детских лет старались привести его к вере, и как прививали любовь к искусству. Наш собеседник говорил и о своей многодетной семье, о том, важно ли ему, чтобы дети пошли по стопам отца и дедушки, о семейных традициях и о роли церковного искусства в воспитании человека.
Ведущая: Анна Леонтьева
А.Леонтьева:
- Добрый светлый вечер!
Сегодня с вами – Анна Леонтьева.
И у нас на связи – заслуженный художник России, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Иван Ильич Глазунов.
Добрый вечер, Иван Ильич!
И.Глазунов:
- Здравствуйте!
А.Леонтьева:
- Ну, во-первых, хотелось сказать – огромное счастье и радость, что Вы сегодня с нами. Думаю, что наша передача, в которой мы говорим о семье – она, как раз, для Вас. Потому, что я могу назвать себя любителем живописи, я – не специалист, а вот о семье я с Вами поговорю с огромной радостью.
Хотелось бы, наверное, начать с того, что в этом году мы должны были отмечать, и будем отмечать это… так сказать… не лично – юбилей Вашего отца, великого художника Ильи Глазунова.
И.Глазунов:
- А… да, да…
А.Леонтьева:
- Расскажите немножко, что это за выставка? Она откладывается на посткарантинное время. Потому, что она должна была состояться 10 июня, но… вот… сейчас мы будем её ждать с нетерпением.
Расскажите, что там должно быть?
И.Глазунов:
- Знаете, там… вообще, Манеж был его любимым выставочным залом. Потому, что он… ну… его заполняло… разными жанрами своего творческого видения мира, и Манеж вмещал и картины, и, потом, это – такое место, где… ну… и Центр, Кремль, люди кольцом стоят в Манеж – не раз повторялось на его выставках, и он там себя, мне кажется, чувствовал – именно в московском Манеже, – как в любимом… таком… выставочном пространстве. И, поэтому, Манеж… мы хотели продолжить эту традицию, но уже, к сожалению, без него – Царствие Небесное папе!
Мы хотели воссоздать и выставку его полотен – самых ярких, самых знаменитых… ну… с отбором с некоторым, и хотели показать то, что на его выставках оставалось за кадром. Это – интересные документы из его жизни, письма, его разные жизненные встречи, фотоархивы – там много-много было разных задач и целей, которые я, как куратор, в общем-то, все увидел… как… во сне и на яву – вот, так, как это можно сделать. Но, к сожалению, вот – оно всё перекладывается теперь на осень, или зиму даже, как Департамент культуры мне подтвердил, что это – будет, и ждём, когда закончится история с этой нашей общей бедой – вирусом.
А, вообще, выставка должна была быть такая, чтобы люди окунулись в эпоху ХХ века, когда наиболее яркие… такие… страницы, с первой выставки в 1957 году в Центральном Доме Работников Искусств, в Москве, которая произвела первый такой, со скандальным оттенком, фурор, и интерес к нему, как к художнику. Чтобы эта традиция была понятна людям, ныне живущим – современным, молодым – для этого надо показывать немного шире, чем просто выставку картин. Поэтому, я думаю, что с Божией помощью всё это состоится немного позже. А, вообще, мы собирались летом, конечно, сделать. Потому, что 10 июня – это его день рождения, 9 июля – день кончины… и, вот, после этого мы должны были открыться. Ну, я надеюсь, что – откроемся.
Тем более, что год – 75-летия Победы. Он, как человек, детство которого… такой… нежный самый возраст выпал на Ленинградскую блокаду, на эвакуацию и на становление, как личности мальчика, становящегося мужем, то… 75 лет Победы – тоже как-то символично очень связывалось с нашей выставкой. Вот, такая история.
А.Леонтьева:
- Иван Ильич, хотелось задать Вам личный вопрос, поскольку, личных вопросов придётся мне задавать много сегодня в программе.
Как Вы лично, как Ваша семья будет отмечать этот день?
И.Глазунов:
- Ну… конечно, мы ещё хотели в день рождения, но тоже это немножко сейчас отложится, и я, конечно, всех, кому это близко, оповещу. Мы хотели на Новодевичьем кладбище открыть надгробие… памятник надгробный, который над могилой его и над могилой моей мамы, Нины Александровны Виноградовой-Бенуа, которой не стало в 1986 году, и мы её захоронили, перевезя с Кунцевского кладбища, рядом с ним – в общем, воссоединили его… такую… земную… земное бытие с ней, потому, что они вместе воспринимались всегда людьми, как одна из… таких… московских пар, которые… как бы… душа в душу несли людям что-то такое, что в то время было большой редкостью. И, чудом, её, кстати вспоминают – маму вспоминают до сих пор, кто с ней провёл какое-то время, или… где-то она даже дверь открыла, чтобы пустить в наш дом – её вспоминают люди, как ангела просто.
Я думаю, что это очень важное для семьи, когда похоронены вместе родители. И вот это надгробие мы откроем тоже позже, конечно. Потому, что там… всё из-за того же коронавируса, сейчас откладывается всё. А в день рождения будем, конечно, молитвенную память совершать папе и маме. Потому, что они – неразрывны.
Ну… а как… раньше… раньше, конечно, все вспоминают, как собирались у него. Он… иногда в Петербург уезжал праздновать свой день рождения, поскольку он себя всегда считал, и говорил об этом, что он – петербуржец. И Петербург – его родной любимый город. И, конечно, у него были… такие… празднования с гостями и тостами здесь, в Москве, но… очень часто он уезжал туда. И там приходили… кстати, даже его сокурсники, ещё ныне здравствующие. Они пишут, и тоже вспоминают это всё всегда очень трогательно. Когда… такое рукопожатие… понимаете, они, ведь, люди петербургской культуры, которые… вот… как… есть такая аллегория – рукопожатие через поколения – они-то рукопожимали ещё поколение, которое жило в Российской Империи. И вот это петербургское воспитание, и петербургская школа, Петербургская Академия Художеств ( ныне – Институт имени Репина ) – это всё было овеяно ещё духом… такой… великой культуры Императорской России.
Там… в 1942 году, например, умер Иван Билибин, который был из эмиграции приглашён преподавать в Академию Художеств, а Илье Сергеевичу было в то время 12 лет. Поэтому, мир был этот… такой… очень… и далёкий, и близкий к нам, и мы хорошо знаем – по книгам, по воспоминаниям, но когда люди могут это передать, то это – ещё ценней.
Поэтому, Петербург был для него любимым местом, которое он посещал. Посещал блокадную квартиру, в которой сейчас уже…там… что-то, по-моему, нежилое. Посещал... и со мной ездил в блокадную квартиру, мы ездили семьёй туда, я помню, смотреть… мы уже были взрослые с сестрой. Он… так… провёл по этому пустому помещению, где все… умерли его родители – это запомнилось на всю жизнь. И табличка с номером 32 – она у него хранится, вот, сейчас передо мной лежит.
Как и, кстати, удивительным делом, он, через все свои жизненные разные ситуации, свои переселения – сохранил шкатулку, в которой сохранились очень аккуратные, тщательно разложенные, и переданные нам блокадные письма – письма матери, письма отца, и многое, многое другое, что мы хотели тоже частично показать на выставке, кстати говоря. Потому, что это – очень интересно, и это создаёт его портрет… такой… изнутри, портрет – из семьи. Это… я удивляюсь, как он пишет. У него такой слог в 12 лет… когда мои дети читают эти письма, они удивляются, что мальчик в 11-12-13 лет… как хорошо развита его речь, как… тогда, может быть, это было принято, но… сейчас мы, из-за… вот… ускорения, там… смс-ок и всего – так не мыслим. А тогда, вот… этот слог… какой-то ещё дореволюционный – он был, наверное, как сам собой разумеющийся. Это тоже – удивительно.
И, вот, он пишет, как он… кстати, рисовал много – благо, в Новгородской области проходила его эвакуация, и он там много рисовал, и уже видно, что рисование – его любимое дело. Он пишет матери, как он проиллюстрировал, допустим, прочитанные книги, как он рад, когда ему присылают новую книгу о Кутузове, там, или Дмитрии Донском – то есть, все эти темы, которые дальше он нёс, они были все… всё это было плодом воспитания, и плодом… детства.
Я сбился немножко с вопроса… давайте, продолжим… Вы спросили о праздновании дня рождения. Мы, конечно, в Академии должны бы были тоже сделать мемориальный вечер, но – тоже сейчас, наверное, всё это передвинется на осень. И, конечно, я всех оповещу, когда и как это будет.
А.Леонтьева:
Спасибо, чудесный рассказ! И я, знаете, слушая Вас… вот, то, что Вы сказали про письма… то, что сейчас мы пишем смс-ки, в основном, покороче… я должна сказать, что для меня письма – это такой жанр, который, как мне кажется – я сейчас спрошу Вашего мнения – очень имеет право существовать в семье – внутри даже семьи – потому, что… наверное, даже своему ребёнку – у Вас четверо детей, у меня – трое – ты иногда не можешь… вот… так рассказать, как ты можешь ему написать. И он будет хранить это письмо, и оно где-то там будет лежать…
И.Глазунов:
- Конечно!
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Леонтьева:
- Сегодня с нами на связи заслуженный художник России, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Сергеевича Глазунова – Иван Ильич Глазунов.
Скажите, пожалуйста, Иван Ильич… поскольку Вы упомянули, что… вот… празднование, гости… я знаю, что, в очень большой степени, характер, мировоззрение детей… ну… и даже воспитание детей, зависит от того, какие люди приходят в дом к родителям.
И.Глазунов:
- Конечно!
А.Леонтьева:
- Думаю, что у такого великого человека, как Ваш отец – у него должно было быть много гостей. Вот, что Вам запомнилось с детства?
И.Глазунов:
- Вы знаете, его мастерская знаменитая, в Калашном переулке, была такой точкой притяжения тогда – и в 70-е, и в 80-е. Но, наверное, я… так… постепенно вспоминая, уходя тоже в своё детство глубокое воспоминаниями… как-то… у меня встаёт перед глазами картина того, что там было, какая была жизнь – конечно, тоже отличается, наверное, от сегодняшней гонки, но у него гонка была такая всегда. Он… бесконечно звонил телефон… то есть, с ним поговорить – это было… детям… довольно трудно найти время – днём, во всяком случае.
Люди были – всё время, дверь не запиралась. Я помню, что люди приходили и уходили, и… в общем, это бесконечный был процесс. Он принимал в мастерской, он общался и в квартире, которая была на нижнем этаже, под мастерской.
Люди были – самые разные. Были… кстати, тогда к нему ходили священники, что было в советское время… соседи… так… с недоверием поглядывали на чёрную рясу, выходящую из лифта. И… он… своих, например, студентов, которые… уже тогда он, в 80-х, был профессором Суриковского института, и вёл мастерскую портрета, к нему поступали, в основном… он любил больше мальчиков принимать, хотя, девочки тоже появлялись. И, вот, они бесконечно, эти студенты – а я ещё учился тогда в художественной школе – но… студенты были бесконечно. Они вечерами читали книги у него в библиотеке, я бегал в Дом журналистов – с чёрного хода там давали, по договорённости, сосиски чешские, которые носили, и он кормил бесконечно студентов, и шутил, что они цистерну чая выпили и вагон сосисок съели этих. Но они, действительно – его ученики, которым он прививал всё, что он любит, и всё, что он знает. Они сидели и читали Бердяева, когда это было запрещено. Они листали альбомы, привезённые… там… из Италии, Микеланджело, которые в Москве нельзя было купить тогда. Они – приобщались, и приобщались, заодно, вместе с этим, и к его жизни, и к его делам. Потому, что они всегда помогали.
Я помню, что помогали с выставками, помогали… ну… вообще… как-то были задействованы в процессе в этом. И они становились сами собой, глядя на него. И, вот, эти ученики, студенты, они тоже созерцали всех, кто приходит помимо них ещё. Священники с ними беседовали, когда приходили какие-нибудь иностранные гости, что тоже случалось часто, ученики тоже были тут, рядом. К нему часто ходили люди, с которых он писал портреты. К нему ходили наши замечательные писатели – я помню, что Распутин бывал много раз, и Белов, у него… и, вообще, круг такой был… Солоухин, которому папа открыл чудо русской иконы. Солоухин был частым гостем, они дружили очень. Они вместе ездили даже во Владимирскую область спасать иконы, гибнущие в храмах. Приготовленные к вывозу на костёр иконы, как правило были те, или просто валялись в разрушенном храме. И вот, Солоухин написал тогда «Чёрные доски» – книгу, которая тоже произвела сильное впечатление тогда.
И вот этот… дух, что ли… такого… радушия, но радушия – по делу, потому, что он очень не любил просто… как бы сказать… разговоров таких… он любил общаться, чтобы родилось какое-то дело, какое-то… ему важно было служение тому, во что он верил, и то, что он любил… приводить это в действие… свои мысли. И мама, конечно, была всегда ему не только помощником, она была соучастником всех событий.
Например, такое существует… он вспоминал, кстати, со слезами, что она сдавала кровь, и квиток этот я видел, как донор крови – чтобы, в бедные годы, когда они только переселились в Москву, купить ему краски. Это такое служение, это подвиг такой вот… внутренний. Не просто семейная жизнь, а, наверное, что-то такое, может быть, большее.
Поэтому, все люди вспоминают его мастерскую, которой стены были завешаны вот этими спасёнными русскими иконами, привезёнными из… да, раньше можно было… где-то в Переславле-Залесском, может, всё разрушенное уже стояло. Он, кстати, какие-то иконы подарил в Сергиево-Посадский музей – там они до сих пор находятся, что-то он… он любил себя окружить тем, что давало вдохновение, что подтверждало как-то… материально составляло тот мир, которому он служит.
И они в это верили. И всех людей, кто попадал в эту атмосферу, как-то это трогало – даже, начиная от партработников, и, заканчивая его учениками, все эту «бациллу» получили. А «бацилла» была такая – любовь к России. Это – любовь к истории, любовь… к этому… то, что не в строку пишется, к этим ликам икон, к какому-то миру и атмосфере, которая очень отличалась от той казённой советской атмосферы, которая часто встречалась за пределами его мастерской.
Это была… такая… прививка русской культуры, прививка любви к ней. Вернее, скажем так – он очень эмоционально, и очень умел… у него был это тоже один из его талантов – он умел заразить человека своей мыслью, своей идеей, и, каким-то обаянием, его… «подчинить» – плохое слово… не подчинить, конечно, а – пробудить в человеке что-то такое, что было бы сродни его состоянию души.
И, вот – люди благодарно вспоминают это многие. И – кто бывал тогда, и – кто уже, вот, в последние годы с ним общался. Его вспоминают, как… не просто, как художника, как человека, дарящего новый образ какой-то на холсте. Его вспоминают именно как человека, умеющего пробудить в тебе какую-то удивительную тягу к тому, во что он сам верит.
А.Леонтьева:
- Иван Ильич, я слушаю Вас, и пытаюсь представить себе Вашу мать. Потому, что – то, что Вы говорите, тот накал жизни, которым жила Ваша семья – он не всем, наверное, по плечу. То есть, такому человеку – нужна такая жена.
Я уже поняла, что это была какая-то потрясающая самоотверженность и огромная любовь.
Вот, что ещё Вы можете рассказать о Вашей матери, как о женщине, как о жене Ильи Сергеевича?
И.Глазунов:
- Ну, конечно, любовь, действительно, была огромна. Потому, что она… её тоже было детям маленьким – мне и сестре – не дозваться вечером. Потому, что люди были – до ночи, до утра иногда, и я слышал, как она идёт по коридору, что-то несёт им к столу туда, или… и – вот этот редкий момент, когда её можно позвать, и она может подойти, поцеловать на сон грядущий, и дальше пройти. Она была… полностью себя этому отдавала. И она совершенно… она же ещё – прекрасный художник! Они вместе создали несколько театральных постановок: «Князь Игорь» в Берлине, знаменитый «Град Китеж», который прошёл здесь, в Москве, просто, как глоток… какой-то, вот… старой Руси – ещё в советской Москве был, удивительный спектакль, в Большом театре. Она делала костюмы – потому, что она увлекалась русским костюмом, и хорошо знала его. У неё есть серия работ, открытки были изданы с её типами разных губерний. Но она все свои художественные силы – тоже отдавала ему.
Это… так сказать… она работала творчески, конечно, но она – помогала во всём. При её участии созданы многие… та же «Русская красавица», «Борис Годунов» знаменитый, и вот эта серия, где… так вдохновившись от русских окладов, шитых жемчугом и бисером – вот, отсюда, от этого художественного хода, что ли, такого, родилась вот эта серия, за которую, кстати, очень многие полюбили Глазунова, а многие стали видеть в этом… что-то такое вот, непонятное, значит… новая Россия какая-то появилась в творчестве Глазунова, с которой боролись, вроде бы. Она – проявилась. И мама, конечно, в этом… помогала просто работать над этим.
Потому, что я помню, как писалась «Русская красавица», я помню, как «Царевич Дмитрий» знаменитый ( кстати, с меня был сделан набросок, с мальчика, для царевича Дмитрия, с голубыми глазами, лежащего, и маленькая была подклеена тележка с лошадкой – детская игрушка русская )… она служила искусству тоже, но, конечно, служила она, будучи женой папы, и она разделяла с ним все вот эти тягости, все трудности, перипетии, все эти…
Когда снимали с его выставок картины, она была с ним. Как, вот… «Мистерию ХХ века» запретили к выставке – она была с ним, она как-то умела сгладить, умела утешить, умела помочь. Не «умела», а это – само собой получалось. Оттого, что она душой, действительно, была полностью ему предана.
Они, ведь… вот, это служение России – это было для них не просто красивая какая-то миссия такая… литературная, что ли, от ума, или какая-то красивая просто игра слов. Это было для них, действительно, то, чему они сознательно посвящали свою жизнь.
Каждая встреча – это была битва за душу человека. Как он понимал, можно настроить… даже чёрствого, может быть, партработника можно обратить к этому, пробудив в нём что-то другое. И мама была рядом всегда, при этом, и умела тоже как-то настроить.
И я не помню от неё, вообще, никакого сетования – что тяжёлая жизнь, что всё время надо работать… она – служила. Она служила и вот этой возвышенной идее, служила ему, служила… и нам, детям, конечно, тоже перепадало от мамы, я вспоминаю. Чем старше становлюсь, тем больше вспоминаю эти минуты, проведённые с мамой – это большая очень ценность для… идущая из детства.
И, вот, как художник, она состоялась, конечно, как историк костюма, и мне передала вот эту любовь, наверное, она к русскому костюму. Но и как театральный художник она, конечно, тоже… я думаю, что в таком тандеме с ним, они такие просто создали красивые и возвышенные какие-то образы, которые… вот, они жили этим!
Они жили… они боролись за памятники в Москве, и не только в Москве. Меня, например… я не помню уже, сколько мне, там – 3-4 года было… возили посидеть в ковше какого-то ужасного бульдозера, который должен был снести один из московских храмов. И уже среди рухнувшей части его… или придела… я помню, что Общество охраны памятников, где и папа, и мама просто бились тоже над сохранением вот этой московской старины, вместе с теми людьми, которые, до сих пор, многие, тоже, вспоминают, и для многих это стало тоже целью жизни – они пытались прекратить какой-то слом. Есть храмы, которые они отстояли.
Допустим, вот, Симеона Столпника на Новом Арбате. Этот храм, где был музей рыбок, и, с трудом, советская власть с ним как-то согласилась – с его присутствием. На фоне такой, в то время «прогрессивной» архитектуры, и вдруг остался этот храм – это чудо тоже. Но… это, вот, они руку приложили. И многое, многое другое, что Москву сейчас украшает – когда-то за это надо было бороться, и они вместе боролись, и нашли большой отклик у разных, разных людей, кто с ними разделял это.
Так, что – вот, такая была… мама была. Наверное, надо было иметь характер, чтобы тоже… так вот… быть, иметь любовь, иногда очень какое-то нежное, конечно, и женственное чувство, которое читалось в её глазах, иногда в уставшем взгляде.
У неё была любимая книжная полочка со стихами Серебряного века, которых тоже тогда было не купить. Но они привозили иногда из… их иногда вместе не выпускали, правда. И вот эти заграничные портреты, которые писал отец – ему приходилось ездить иногда одному, потому, что не всегда их вдвоём выпускали, в то время. Но когда выпускали, то что-то такое в наш дом попадало сразу… вот… от русской эмиграции, от Серебряного века, и не только.
А.Леонтьева:
- Сегодня с нами заслуженный художник России, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Иван Ильич Глазунов, и мы слушаем потрясающие рассказы об этой удивительной семье.
Вернёмся к вам – через минуту.
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Леонтьева:
- Сегодня с нами говорит о семье заслуженный художник России, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Иван Ильич Глазунов.
Иван Ильич, вот, скажите… мы знаем, что, с одной стороны, дерево познаётся по плодам его. Вот, у Вас большая семья, у Вас – четверо детей, и Вы продолжаете дело отца, храните нежные воспоминания о своих родителях… но вот какой подвох может возникнуть в семье таких вот одарённых людей.
Ведь мы все говорим о свободе выбора детей. А нет ли такого давления вот этой вот… «живописной» семьи, что дети – поневоле должны встроиться в эту струю, и стать живописцами?
Как Вы решали эти вопросы выбора с Вашими детьми?
И.Глазунов:
- Спасибо за «одарённых», но я скажу, что… конечно, вот… я думаю, что на характер и на становление души у папы – это, конечно, потеря родителей сказалась очень. И он всю жизнь… как бы… вот… трагическую эту ноту чувствовал. Достаточно вспомнить его серию, посвящённую блокаде – там вся эта горечь этой утраты видна.
И… вот, у меня мамы не стало – мне было 16 лет. И потом становятся так дороги вот эти, проведённые вместе, минуты и часы. И… я скажу, что в семье, вообще, у папы – у него был иконописец Глазунов, который пропал в 1917 году без вести. Иконописец… такого… палехско… может быть… старообрядческого направления, московского, которое до революции, как раз – чем славилась Московская школа. И больше художников-то не было. Потому, что его папа был историк… и он, вот, родился с таким даром. И, конечно, он рисовал, и это в семье всячески культивировалось и поддерживалось, и все ждали от него новых, детских ещё тогда, каких-то зарисовок, иллюстраций, впечатлений. Но такой вот установки, я так понимаю по его переписке и с мамой, и с родными, не было.
Он, когда поступил в художественную школу, а потом и в Петербургскую академию – это был его такой сознательный ход, его борьба за выживание даже, если можно так сказать, в послевоенное голодное, бедное время. Он – сирота, но он – утвердился в этом, и он в этом увидел своё призвание. И это, конечно, может быть, намного ценнее, чем – вот так, когда ребёнка, наверное, за руку ведут, и заставляют. Но мне трудно это оценить – потому, что меня за руку привели в художественную школу…
А.Леонтьева:
- Ага…
И.Глазунов:
- … и от меня ждали, как раз, каких-то… значит… работ. Но, наверное, родители что-то во мне увидели, может быть. Я любил очень рисовать, насколько себя помню, и я как-то участвовал… в этих… с раннего детства, в общем… в натяжках холста, и в атмосфере мастерской художника… поэтому, я не знаю, как это передаётся, каким способом… ну… знаю, конечно, но… но ещё должен быть какой-то общий настрой в семье, наверное, для того, чтобы решить, что… вот… ребёнок будет рисовать, повторит, наверное, дело родителей в этом. И надо вовремя отвести, и, как раньше говорили, отдать в учение.
Но… я думаю, что сейчас вот, своих детей… я, конечно, жду от них разных, так сказать, достижений, и я думаю, что в этом я солидарен со многими родителями буду, но такой жёсткой установки, что – нет, надо рисовать, я не ставлю. Если я вижу, что есть к этому склонность какая-то – а она видна… все дети прекрасно рисуют – в любом раннем возрасте, но годам, наверное, к 8-10 наступает уже понимание того, что можно из этого что-то дальше взрастить, или – нельзя. И вот тут надо не ошибиться. Потому, что можно насильно заставлять, ждать… конечно, это приятно, когда ребёнок по твоим стопам идёт, что говорить… это такой, наверное, какой-то инстинктивный родительский, может быть, закон – хочется, чтобы… но у меня нет такой жёсткой установки.
У меня старшая дочь, например, закончит скоро нашу академию. Она – очень талантливый художник. Я увидел рано у неё вот это, когда… когда, во что бы то ни стало, она рисует. И приходит из школы – и садится рисовать, и её – не оттащить до ночи. И я так понял, что это, наверное, не на пустом месте – можно из этого что-то сделать. Но тут и делать, может быть, не так уж много надо самому – надо тоже смотреть… Но она, действительно пошла… не то, что по стопам – это, наверное, Господь даёт индивидуальность какую-то в этом.
Если бы мы были владельцами какого-нибудь… валяной мануфактуры – наверное, можно… так сказать… чтобы ребёнок умножал обороты купеческого дела, чтобы… там… повторял буквально. А искусство – это тонкая вещь. Тут «по стопам пойти» – это значит найти самореализацию свою, я так думаю – для моей дочери, как для художника. И – найти себя нужно в этом, в первую очередь. А если дело не клеится с рисованием, то тогда – ты ничего и не сделаешь. Потому, что, если человек не хочет рисовать, он – не будет. И никакие увещевания и взывания к совести – они не помогут. Потому, что должна быть какая-то… к этому должно быть сильное влечение, которое передаётся… вот… из поколения в поколение. И может и не передаться, а может – во что-то другое вылиться, и взрасти каким-то чудесным цветком другим.
А.Леонтьева:
- Иван Ильич, возвращаюсь к вопросу про детей.
Так, одна дочь уже пошла точно по Вашим стопам, а – все остальные дети?
И.Глазунов:
- Ну, вот… вторая дочь у меня заканчивает Щукинский институт. То есть, всё равно, она в искусстве. Она себя увидела вот так. Хотя, она рисовала неплохо, кстати, но – у неё, вот, в другое во что-то пошло. Она… действительно, к театру у неё, мне кажется, намного больше… и с детства было, и… вот… я только это поощрял. А другие – ещё в таком возрасте, когда – на перепутьи, ещё думают пока они. Они тоже… вот… Поэтому, вот, со старшей – больше мне понятно. Но я думаю, что, всё равно – все в искусстве. Потому, что они… не то, что у них есть установка продолжать дело семейное, но они, всё равно, вокруг этого живут, и везде, ежечасно, у нас – и дома, и в мастерской, и везде – всё об искусстве. Поэтому, здесь… и даже в каких-то поездках с детьми отдыхать – всё равно, их таскают, с самого маленького возраста, смотреть какие-нибудь благородные развалины и музеи античной скульптуры. Поэтому, им шанса нет куда-то от этого уже… выпасть из этого круга. Но, вот именно рисовать – как профессия – это немножко сложней. Тут надо… нельзя заставить, и нельзя… и я не пытаюсь. Потому, что я думаю, что – бесполезно это. И надо просто, чтоб ребёнок с тобой связь, наверное, не потерял в таком большом… в слове «искусство». Тогда можно получить, наверное… плоды какие-то пожать от него, и ещё… даже неожиданные, наверное, для родителей.
А.Леонтьева:
- Вы знаете, Вы рассказываете, и я, почему-то, не могу не рассказать маленький-маленький эпизод из нашей жизни.
Вот, Вы рассказали про то, как детей везде водите по галереям и музеям. Мы тоже водили детей по музеям, и они оказывали сопротивление, но – мы были сильнее. И я, почему-то, с очень большой нежностью, вспоминаю эпизод в какой-то из галерей – по-моему, в Вене.
Мы нашли такую картину: был нарисован Христос… по-моему, та сцена, когда Он… когда блудницу хотели побить камнями, и Христос – склонённый. И дочь застыла около этой картины, и сказала: «Я хочу, чтобы Христос был вот таким!» То есть, настолько ей понравился этот образ.
Ну, хорошо… скажите такую вещь: какие-то традиции, которые были в жизни Ваших родителей, вот этот вот… то, что Вы назвал «аристократизм» – это слово мне очень запало, и я хотела бы узнать – как-то Вы продолжаете в своей семье, есть какие-то традиции, заимствованные от Ваших отца и матери? И – как воспитать детей хоть немного вот в том самом духе аристократизма, о котором Вы упомянули?
И.Глазунов:
- Мне трудно… как бы… за кого-то говорить и советовать. Я не очень люблю и знаю, как дать нужный совет.
Но… аристократизм – это не только врождённая вещь, это, конечно, плод некоего воспитания, и плод, может быть, отношений.
Илья Сергеевич, Царство ему Небесное, никогда не терпел фальши – я имею в виду, в искусстве. Но и в жизни – тоже, кстати. Он чувствовал очень, когда человек фальшиво говорит, а когда говорит правду. Он, глядя на картину, мог как-то увидеть в ней искренность, а мог увидеть, что только интересовала… так сказать… какая-то форма. Он хорошо в этом разбирался – в этом талант. И мама тоже, кстати, очень всегда трепетно относилась к произведениям искусства. И я думаю, что приобщение детей… что можно пропустить какой-нибудь обед или ужин, или приятное какое-нибудь болтание где-то, но не посмотреть на какой-нибудь шедевр живописи, который рядом, или что-нибудь ещё… это у нас, наверное, в крови. Потому, что мы всегда… искусство, само по себе, воспитывает. Если ты как-то… вошёл в эти врата священнодействия – искусства, как священнодействия, и ты, действительно, любишь эти образы, тебя к ним тянет, ты по ним изучаешь даже мир как-то… вот… по этим образам, созданным великими, то тогда – совсем по-другому, я думаю, работает и душа, и сознание – так, что человек… ну… человеку это нужно, это – как та самая духовная пища, о которой говорят. Она – просто нужна. И эта традиция у нас есть в семье.
Вот, папа и мама бедно жили в Москве, когда только переехали из Петербурга. Я, вообще, может быть, должен был бы быть – петербуржский человек, потому, что у них все корни – там. У мамы – Бенуа, и Глазуновы – все петербуржские. Они… жили на 3 метрах, грубо говоря, квадратных, у них не было денег купить лишний раз еды, но с первого гонорара за иллюстрации к Достоевскому, Илья Сергеевич принёс… с мамой поехали в магазин на «Октябрьской» – был там такой замечательный антикварный, который тогда комиссионным назывался, и купили ампирную лампу, где спартанский воин стрелял из лука – была фигурка такая, под абажуром – и поставили в нищей своей квартире вот эту лампу. Она им, видимо, навевала что-то о Петербурге, о том духе их родителей, предков… и… вот, в этом было – отношение такое. То есть, можно недоедать, но, вот, лампу ампирную – в ней трудно отказать себе. Потому, что она несла какой-то… какой-то… не просто красоту, а дух какой-то, который нужен, как среда обитания. Поэтому, это у нас… я надеюсь, что у нас это как-то должно передаваться.
Потом, была традиция: всегда, когда, вот, рядом был… там… музей Прадо вдруг оказывался, или Лувр, то весь день можно провести там, в ущерб всем остальным каким-то делам, которые могут этому помешать. И это тоже было… так сказать… такое священнодействие – созерцание. Оно нужно человеку тоже, мне кажется. И не только художникам, а каждый человек что-то художественное, наверное, должен чувствовать и переживать – вообще, для всех это важно. Это, вот, наша такая традиция.
Традиция, конечно, в том, что такое священное, трепетное отношение к русской иконе – у нас было, наверное, воспитано это, и я тоже пытаюсь как-то этим с детьми поделиться. Что икона – это такое присутствие в доме Божественного лика и силы, которая возрождает каждый день к жизни.
У нас не было каких-то вот таких традиций семейных… там… связанных с пирогами, куличами… может быть, и, к сожалению, даже, этого не было. Но я сейчас понимаю, что за этим стояло большее что-то… какой-то дух этого.
И, конечно, сейчас у нас – традиционно, и все праздники мы празднуем, и дома печём всё, и делаем, но это взрощено тоже, как – возлюбили Православную веру за красоту церковную. Как, вот, Прокопий Устюжский побывал на Руси, и возлюбил Православие за красоту церковную. В житиях так вот описано – как и послы князя Владимира не знали, на небе они или на земле, когда попали в Софию святую. То есть, вот – сила искусства в действии.
И вот – все плоды, которые связаны с духовной жизнью, с переживаниями религиозными, с традициями, которые уже, так сказать, у нас, может быть, сейчас больше детализируются, чем в советское время, относительно… там… нужных пасх, куличей, обрядовой еды, тёплого вечера семейного с этим со всем – они, всё равно, воспитываются от красоты церковной, которую, наверное, надо… ну… её трудно привить, она сама выбирает, кому привиться, кому – нет, но, всё равно, надо ребёнка к этому вести. В семье хорошо, когда есть такая вот отдушина от бытового, что ли… к чему-то к такому…
«СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР» НА РАДИО «ВЕРА»
А.Леонтьева:
- Сегодня с нами заслуженный художник России, ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова – Иван Ильич Глазунов.
Мы говорим о семье, и… вот… удивительно чудо воздействия икон, которые присутствовали в вашем доме с детства, на человека, помимо, как бы, его воли, да? Такое ощущение, что… ну… мы все, очень разными путями, через разные какие-то входы, приходили в храм. Вот, Вы пришли – через такую красоту церковную.
И.Глазунов:
- Я думаю, что – да. Потому, что более убедительных каких-то доводов для меня не было. Меня – вот это привело. Ну, и, конечно, привёл ещё звук, музыка.
У меня, кстати, все дети занимались в ансамбле «Веретёнце», и не прерывают с ними связь – это фольклор курский… такой, вот… без… от народных исполнителей идущая традиция, а не от попсы, которая часто выдаётся за народное. Мне кажется, это – тоже была сильная такая прививка.
Потом, у меня совершенно музыкального никакого воспитания нету, но я зато в детях пытался это реализовать как-то, привить им любовь к музыке – и она привилась. То есть, за фольклором, вообще, я музыку имею в виду, в целом. Потому, что у нас музыка – тоже очень важное…
Илья Сергеевич, кстати, всегда слушал музыку, и мама слушала. В маленьком кассетном магнитофоне всегда у наго – или Мария Каллас, или «Всенощная» Рахманинова была. За окном шла демонстрация первомайская ( у меня такое детское воспоминание ), или, там, 7 ноября – серая Москва, грязный снег, идут укутанные люди с транспарантами красными, а у нас – благоухает воздух этим вот пением, или «Всенощной» Рахманинова, которая… я, конечно, не понимал ничего в этих словах литургических, но… опять-таки, из-за какой-то, вот, чистоты музыкальных этих звуков, душа-то настраивается… даже, может быть, без… сначала нет такого понимания, но тебе – хорошо с этим, оно потом, на всю жизнь тебе даёт проекцию движения. Потом – уже осознанно можешь к этому прийти.
А.Леонтьева:
- Да, удивительно Вы хорошо рассказали. Особенно – вот этот контраст первомайских демонстраций и благоухания литургического дома.
Но, тем не менее, Иван Ильич, Вы говорите про отца в своих интервью – он не был «сусальным». Вот, что Вы имеете в виду? Не могу не задать этот вопрос – потому, что очень хочу представить себе…
И.Глазунов:
- Ну… я имел в виду под этим… как бы саму сусальность не обижая даже… Он… кстати, иногда тоже чем-то дорога эта, так называемая, сусальность… он не был… таких, видимых проявлений его церковной жизни у него не было.
Он не любил… как-то… может быть, на людях, каких-то благостных таких вот разговоров об обрядах, там, или… о чём-то… Он… в душе у него что-то кипело и искало Бога, и он отошёл в мир иной, как православный человек – естественно, с Причастием, и с Таинствами другими… но всю жизнь он не любил показной религиозности, и каких-то атрибутов религиозных таких вот – в быту, я имею в виду. Несмотря на то, что вся мастерская была в иконах, и тем он всегда касался таких – духовных, но он всегда как-то избегал таких… как бы сказать… умилительных церковных разговоров. И я не помню людей, с которыми он бы… вот… в таком проводил время. Хотя, он очень чувствовал образ, и писал об этом, и в своей книге он пишет о вере, но… у него такая какая-то она была – под спудом где-то. А потом – постепенно это выходило всё, уже он, как бы принял вот эту часть… что ли… такого, вот, зримого… часть обрядовую, если можно так сказать. Ну, и Таинства, вместе с этим, тоже пришли.
А мама была – Царствие ей Небесное тоже, мамочке – она была очень… иногда растрогана до слёз религиозно, но тоже – как-то внутри. Вот, она меня водила в церковь – в основном, у меня церковные воспоминания, как-то, с ней вдвоём связаны – вот, тоже, может быть, избегая… ну, тогда ещё и время было такое, что… были и пионеры, и комсомольцы… всё это… следили за этим… но она меня водила, тем не менее, на службы, и я – от неё первую, переписанную на бумажке «Отче наш…» получил. Ещё был привезён такой «Закон Божий» – книга, Русская Зарубежная Церковь издавала на русском языке для эмигрантов. Она сейчас свободно… и переиздана сто раз уже… продаётся, а тогда это была редкая очень книга в Москве. И там были какие-то детские библейские рассказы, и какие-то основные… вот… о Таинствах – на детском языке, в общем-то… так сказать… понятия какие-то, и Евангелие потом, и основных молитв несколько.
И, вот, эта книжка была каким-то для меня… чем-то таким, вот… мне лень было читать иногда, и просто… где-то, конечно, надо заставлять ребёнка, чтобы приучить его к такому кругу – уже посещения служб, там… всё… у нас этого в семье, вот, не было. Но какой-то дух оттуда, всё равно, пришёл из этой книги, из рассказов мамы, из её таких, очень каких-то трогательных иногда чтений мне даже о святых. Что-то я… вот… наверное, для себя тоже что-то я почувствовал от этого.
А папа… как бы это сказать… с ним – таких не велось бесед. Но он всегда был, всё равно, по ту сторону… по нашу сторону баррикад в тогдашнем обществе, тогдашнем мире. Он, конечно, нёс не только форму иконную, пробуя разные в творчестве… может быть, технику… там… или что-то – он всегда очень любил русскую икону, и очень трепетно к ней относился. И даже у него могла от… иногда появиться слеза, когда, в связи с какой-нибудь иконой, он что-то прочёл про святого, или какую-то евангельскую… часть, может быть, Евангелия… у него что-то такое было… очень серьёзное.
Но… говоря, что он был не «сусальный», я имел в виду то, что он… как бы… зримых таких не являл признаков церковности. Но она приходит, всё равно… ну… с возрастом, наверное, должна прийти, раз дело уже положено вот так. Ну, ко всем по-разному это приходит. И у всех пути – разные.
А.Леонтьева:
- Да, удивительно Вы рассказываете! Удивительно передаёте атмосферу той семьи, в которой Вы выросли.
И я хочу напомнить, что эта передача посвящается 90-летию со дня рождения Ильи Сергеевича Глазунова, которое сын, Иван Ильич, хотел отметить юбилейной выставкой. Но, в связи с карантином, эта выставка откладывается – возможно, до осени. Поэтому, будем следить за событиями, и очень надеемся, что уже лично придём, и всё увидим.
Иван Ильич, я благодарю Вас за эту беседу. Мне очень жаль, что она подходит к концу. Но Вы удивительно красочно и тепло рассказали о своих родителях, и о семье – спасибо Вам огромное!
И.Глазунов:
- С Вами очень приятно было поговорить про такую… как бы… интимную сторону жизни, как отношение к папе и к маме – Царство им Небесное – и всегда… жалко, что их нету рядом, но… слава Богу за то, что они столько подарили нам… Спасибо…
А.Леонтьева:
- Спасибо Вам!
И.Глазунов:
- … спасибо за прекрасный разговор!
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема