
Младший сын римского консула в Галлии — обаятельный, остроумный, отзывчивый и веселый пятнадцатилетний Гонорат был любимцем в семье. Когда юноша стал часто посещать христианские богослужения, отец не на шутку встревожился. Сам консул уже несколько лет был объявлен оглашенным, то есть — готовящимся с Крещению, но приступить к Таинству не спешил. На вопросы епископа отвечал, что еще не подготовился должным образом, на самом же деле не хотел связывать себя никакими обязательствами. Он хорошо помнил недавнее правление императора Юлиана, прозванного Отступником за жестокое преследование верующих в Спасителя. "Неизвестно, какой правитель окажется на престоле — сегодня это христианин, завтра язычник. Лучше не подвергать себя и семью ответственности за религиозные убеждения«,— рассуждал политик. И вот, эту дипломатическую схему разрушил мальчик, всем сердцем полюбивший Христа. Отец пытался отвлечь сына.
Консул:
Сынок! Как ты вырос! Пришло время подыскать тебе достойную невесту! Завтра будет пиршество во дворце префекта, там будут самые красивые девушки Галлии. Ты не желаешь отправиться туда со мной?
Гонорат:
Благодарю, отец, но мне отрадней будет провести это время с книгой, чем с девушками.
Консул:
Но ты же так молод! Зачем лишать себя наслаждений, добровольно отказываться от жизни?
Гонорат:
Наслаждения, отец — это яд, отравляющий кровь. Он мешает воспринимать жизнь в чистоте. Меня не привлекает ни золото, ни почести, ни власть. Я стремлюсь лишь к свободе от пороков, и лучшая спутница для меня — это Премудрость Божия.
Гонорат первым в семье принял Крещение. Он остриг волосы, сменил шёлковые одежды на грубый плащ из холстины, изысканным яствам предпочитал хлеб. Старший брат Венанций по просьбе отца пытался повлиять на Гонората, но, в конце концов,принял сторону юного христианина и стал ему во всем подражать.
Сыновья консула были отзывчивы ко всем, кому требовалась помощь. Они устроили странноприимный дом и сами заботились о страдальцах, не имеющих крова. Слава о братьях распространилась по всей Галлии.Тяготясь известностью, юные подвижники задумали отправиться в паломничество в Грецию. Они мечтали познакомиться поближе с восточной монашеской традицией и поселиться отшельниками в горах. Отец благословил сыновей в дорогу, надеясь, что романтика странствий вернёт юношам беспечность и весёлость.
Путешествие оказалось нелёгким испытанием. Штормы, перепады температуры и холодные ветра подорвали здоровье обоих юношей. На берег в Коринфе их вынесли чуть живыми. Венанций скончался. Гонорат после смерти брата вернулся в Галлию, где поселился на одном из островов архипелага Лерен. Остров понравился подвижнику своей необитаемостью. Но безлюдье здесь было не случайным — маленький кусочек суши буквально кишел ядовитыми змеями. Погружённый в молитву, Гонорат не испытывал страха и беспокойства. Он полностью вверил свою жизнь Богу и словно не замечал опасности. Когда близкие навестили подвижника, не чая увидеть его живым, то оказалось, что змеи исчезли с острова.
Рядом с Гоноратом стали селиться ученики. Епископ Леонтий, посетив отшельника в его уединении, настоял на том, чтобы тот принял священство и благословил строить на острове храм. Вскоре безлюдный клочок земли преобразился в сад, благоухающий, по слову летописца, не только розами, но и цветами святости. Основанное Гоноратом Леринское аббатство до сих пор остается одним из самых крупных монастырей Франции.
В 427 году Гонорат становится епископом Арля — города в регионе Прованс. Святитель был добрым пастырем. Епископ Иларий Арелатский, ученик и преемник владыки, так писал о нем: «Если Гонорат не подвигал людей к спасению пламенными увещаниями, то возбуждал молитвой к Богу. Страдания всех словно свои оплакивал, умел, по слову апостола Павла, радоваться с радующимися и плакать с плачущими».
Всего два года святитель Гонорат управлял общиной Арля, но стяжал за это короткое время всеобщую любовь. Когда же он скончался, Иларий Арелатский произнес над его гробом такие слова: «Гонорат, славный добродетелью и священством, освободился от тела. Что бы я ни добавил к предыдущей фразе, всё будет несообразным. Скажу ли я „он переселился к звёздам“, — но он уже на земле был причислен к светлейшим звёздам Божиим. Скажу „Предстал Христу“ — но когда же святитель не предстоял Ему в своей жизни? Все, что я имею сказать об этом муже, не находит достойного выражения. Радость за него подавляет скорбь. И смерть не властна над ним!»
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема