Младший сын римского консула в Галлии — обаятельный, остроумный, отзывчивый и веселый пятнадцатилетний Гонорат был любимцем в семье. Когда юноша стал часто посещать христианские богослужения, отец не на шутку встревожился. Сам консул уже несколько лет был объявлен оглашенным, то есть — готовящимся с Крещению, но приступить к Таинству не спешил. На вопросы епископа отвечал, что еще не подготовился должным образом, на самом же деле не хотел связывать себя никакими обязательствами. Он хорошо помнил недавнее правление императора Юлиана, прозванного Отступником за жестокое преследование верующих в Спасителя. "Неизвестно, какой правитель окажется на престоле — сегодня это христианин, завтра язычник. Лучше не подвергать себя и семью ответственности за религиозные убеждения«,— рассуждал политик. И вот, эту дипломатическую схему разрушил мальчик, всем сердцем полюбивший Христа. Отец пытался отвлечь сына.
Консул:
Сынок! Как ты вырос! Пришло время подыскать тебе достойную невесту! Завтра будет пиршество во дворце префекта, там будут самые красивые девушки Галлии. Ты не желаешь отправиться туда со мной?
Гонорат:
Благодарю, отец, но мне отрадней будет провести это время с книгой, чем с девушками.
Консул:
Но ты же так молод! Зачем лишать себя наслаждений, добровольно отказываться от жизни?
Гонорат:
Наслаждения, отец — это яд, отравляющий кровь. Он мешает воспринимать жизнь в чистоте. Меня не привлекает ни золото, ни почести, ни власть. Я стремлюсь лишь к свободе от пороков, и лучшая спутница для меня — это Премудрость Божия.
Гонорат первым в семье принял Крещение. Он остриг волосы, сменил шёлковые одежды на грубый плащ из холстины, изысканным яствам предпочитал хлеб. Старший брат Венанций по просьбе отца пытался повлиять на Гонората, но, в конце концов,принял сторону юного христианина и стал ему во всем подражать.
Сыновья консула были отзывчивы ко всем, кому требовалась помощь. Они устроили странноприимный дом и сами заботились о страдальцах, не имеющих крова. Слава о братьях распространилась по всей Галлии.Тяготясь известностью, юные подвижники задумали отправиться в паломничество в Грецию. Они мечтали познакомиться поближе с восточной монашеской традицией и поселиться отшельниками в горах. Отец благословил сыновей в дорогу, надеясь, что романтика странствий вернёт юношам беспечность и весёлость.
Путешествие оказалось нелёгким испытанием. Штормы, перепады температуры и холодные ветра подорвали здоровье обоих юношей. На берег в Коринфе их вынесли чуть живыми. Венанций скончался. Гонорат после смерти брата вернулся в Галлию, где поселился на одном из островов архипелага Лерен. Остров понравился подвижнику своей необитаемостью. Но безлюдье здесь было не случайным — маленький кусочек суши буквально кишел ядовитыми змеями. Погружённый в молитву, Гонорат не испытывал страха и беспокойства. Он полностью вверил свою жизнь Богу и словно не замечал опасности. Когда близкие навестили подвижника, не чая увидеть его живым, то оказалось, что змеи исчезли с острова.
Рядом с Гоноратом стали селиться ученики. Епископ Леонтий, посетив отшельника в его уединении, настоял на том, чтобы тот принял священство и благословил строить на острове храм. Вскоре безлюдный клочок земли преобразился в сад, благоухающий, по слову летописца, не только розами, но и цветами святости. Основанное Гоноратом Леринское аббатство до сих пор остается одним из самых крупных монастырей Франции.
В 427 году Гонорат становится епископом Арля — города в регионе Прованс. Святитель был добрым пастырем. Епископ Иларий Арелатский, ученик и преемник владыки, так писал о нем: «Если Гонорат не подвигал людей к спасению пламенными увещаниями, то возбуждал молитвой к Богу. Страдания всех словно свои оплакивал, умел, по слову апостола Павла, радоваться с радующимися и плакать с плачущими».
Всего два года святитель Гонорат управлял общиной Арля, но стяжал за это короткое время всеобщую любовь. Когда же он скончался, Иларий Арелатский произнес над его гробом такие слова: «Гонорат, славный добродетелью и священством, освободился от тела. Что бы я ни добавил к предыдущей фразе, всё будет несообразным. Скажу ли я „он переселился к звёздам“, — но он уже на земле был причислен к светлейшим звёздам Божиим. Скажу „Предстал Христу“ — но когда же святитель не предстоял Ему в своей жизни? Все, что я имею сказать об этом муже, не находит достойного выражения. Радость за него подавляет скорбь. И смерть не властна над ним!»
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».