
Младший сын римского консула в Галлии — обаятельный, остроумный, отзывчивый и веселый пятнадцатилетний Гонорат был любимцем в семье. Когда юноша стал часто посещать христианские богослужения, отец не на шутку встревожился. Сам консул уже несколько лет был объявлен оглашенным, то есть — готовящимся с Крещению, но приступить к Таинству не спешил. На вопросы епископа отвечал, что еще не подготовился должным образом, на самом же деле не хотел связывать себя никакими обязательствами. Он хорошо помнил недавнее правление императора Юлиана, прозванного Отступником за жестокое преследование верующих в Спасителя. "Неизвестно, какой правитель окажется на престоле — сегодня это христианин, завтра язычник. Лучше не подвергать себя и семью ответственности за религиозные убеждения«,— рассуждал политик. И вот, эту дипломатическую схему разрушил мальчик, всем сердцем полюбивший Христа. Отец пытался отвлечь сына.
Консул:
Сынок! Как ты вырос! Пришло время подыскать тебе достойную невесту! Завтра будет пиршество во дворце префекта, там будут самые красивые девушки Галлии. Ты не желаешь отправиться туда со мной?
Гонорат:
Благодарю, отец, но мне отрадней будет провести это время с книгой, чем с девушками.
Консул:
Но ты же так молод! Зачем лишать себя наслаждений, добровольно отказываться от жизни?
Гонорат:
Наслаждения, отец — это яд, отравляющий кровь. Он мешает воспринимать жизнь в чистоте. Меня не привлекает ни золото, ни почести, ни власть. Я стремлюсь лишь к свободе от пороков, и лучшая спутница для меня — это Премудрость Божия.
Гонорат первым в семье принял Крещение. Он остриг волосы, сменил шёлковые одежды на грубый плащ из холстины, изысканным яствам предпочитал хлеб. Старший брат Венанций по просьбе отца пытался повлиять на Гонората, но, в конце концов,принял сторону юного христианина и стал ему во всем подражать.
Сыновья консула были отзывчивы ко всем, кому требовалась помощь. Они устроили странноприимный дом и сами заботились о страдальцах, не имеющих крова. Слава о братьях распространилась по всей Галлии.Тяготясь известностью, юные подвижники задумали отправиться в паломничество в Грецию. Они мечтали познакомиться поближе с восточной монашеской традицией и поселиться отшельниками в горах. Отец благословил сыновей в дорогу, надеясь, что романтика странствий вернёт юношам беспечность и весёлость.
Путешествие оказалось нелёгким испытанием. Штормы, перепады температуры и холодные ветра подорвали здоровье обоих юношей. На берег в Коринфе их вынесли чуть живыми. Венанций скончался. Гонорат после смерти брата вернулся в Галлию, где поселился на одном из островов архипелага Лерен. Остров понравился подвижнику своей необитаемостью. Но безлюдье здесь было не случайным — маленький кусочек суши буквально кишел ядовитыми змеями. Погружённый в молитву, Гонорат не испытывал страха и беспокойства. Он полностью вверил свою жизнь Богу и словно не замечал опасности. Когда близкие навестили подвижника, не чая увидеть его живым, то оказалось, что змеи исчезли с острова.
Рядом с Гоноратом стали селиться ученики. Епископ Леонтий, посетив отшельника в его уединении, настоял на том, чтобы тот принял священство и благословил строить на острове храм. Вскоре безлюдный клочок земли преобразился в сад, благоухающий, по слову летописца, не только розами, но и цветами святости. Основанное Гоноратом Леринское аббатство до сих пор остается одним из самых крупных монастырей Франции.
В 427 году Гонорат становится епископом Арля — города в регионе Прованс. Святитель был добрым пастырем. Епископ Иларий Арелатский, ученик и преемник владыки, так писал о нем: «Если Гонорат не подвигал людей к спасению пламенными увещаниями, то возбуждал молитвой к Богу. Страдания всех словно свои оплакивал, умел, по слову апостола Павла, радоваться с радующимися и плакать с плачущими».
Всего два года святитель Гонорат управлял общиной Арля, но стяжал за это короткое время всеобщую любовь. Когда же он скончался, Иларий Арелатский произнес над его гробом такие слова: «Гонорат, славный добродетелью и священством, освободился от тела. Что бы я ни добавил к предыдущей фразе, всё будет несообразным. Скажу ли я „он переселился к звёздам“, — но он уже на земле был причислен к светлейшим звёздам Божиим. Скажу „Предстал Христу“ — но когда же святитель не предстоял Ему в своей жизни? Все, что я имею сказать об этом муже, не находит достойного выражения. Радость за него подавляет скорбь. И смерть не властна над ним!»
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов