
На Курско-Нижегородском вокзале Москвы, в толпе людей, ожидающих прибытие поезда, стояли двое мужчин. По внешнему виду они мало чем отличались от остальных, и, пожалуй, никто, глядя на них, ничего подозрительного бы не заметил. А между тем эти двое были… переодетыми царскими офицерами! Шёл 1918 год; только что отгремел октябрьский переворот, и пришедшие к власти большевики жестоко расправлялись с теми, кто не принимал их идеологию. Участь военных царской армии в таких обстоятельствах, как правило, была одна — расстрел. Вот и скрывались они, мечтая о том, чтобы перебраться на юг России, вступить в ряды Добровольческой армии и воевать против жестокой и безбожной советской власти.
Двое на вокзале почти не разговаривали друг с другом, лишь изредка перекидывались короткими фразами. Когда же, наконец, свистя и выпуская пар, к перрону подошёл поезд, один из них чуть слышно проговорил: «Спаси Господь Марию Антоновну, благодетельницу…»
Та, о ком он говорил — Мария Антоновна Нестерович — была юной двадцатилетней барышней. Но солдаты и офицеры бывшей царской армии, действительно, иначе как благодетельницей её не называли. Ведь эта хрупкая девушка с риском для собственной жизни спасала их от преследований новой власти, укрывала, помогала оформить поддельные документы и из Москвы переправляла на юг России.
Мария родилась в Польше в 1897 году. Биографических сведений о дореволюционном периоде её жизни почти не сохранилось; известно лишь, что в 1914, с началом Первой Мировой войны, она добровольцем записалась в отряд сестёр милосердия польского Красного креста и трудилась в варшавском военном госпитале. При взятии Варшавы немцами была ранена и попала в плен, но впоследствии освобождена. Очевидно, после этого у семнадцатилетней тогда Марии и возникла мысль создать «Союз бежавших из плена солдат и офицеров» — организацию, занимавшуюся поддержкой бывших военнопленных. В начале 1917 года Нестерович переехала в Москву, где также стала работать сестрой милосердия в одном из госпиталей. Именно там её идея Союза воплотилась и имела большой успех; Марии, ставшей его руководителем, удавалось собирать пожертвования и умело распределять между нуждающимися воинами. Она организовала визит в Москву представителей американского Красного Креста и договорилась с ними о поддержке российских госпиталей медикаментами и другими необходимыми вещами.
А потом случился октябрьский переворот. Организация «Союз бежавших из плена солдат и офицеров», по понятным причинам, ушла в подполье. Однако деятельность его значительно расширилась. Мария занялась отправкой солдат и офицеров на Дон, в расположение Добровольческой армии.
Это было необычайно рискованное предприятие. С помощью сети доверенных лиц Мария разыскивала прячущихся от расправы военных, снабжала их документами и помогала с отъездом. Ни встреча с красными патрулями, ни арест не пугали самоотверженную девушку. «Все силы духа, всего существа её, шли на эту работу» — вспоминал о Нестерович генерал Иван Эрдели.
Мария Антоновна активно помогала заключённым в московской Бутырской тюрьме. В Одессе, где жила некоторое время в 1918 году, открыла благотворительную столовую.
И всё же фактов о жизни и деятельности этой удивительной женщины сохранилось незаслуженно мало. Известно, что свой 21-й день рождения она встретила в большевистской тюрьме, ожидая расстрела. В тот день о её здравии молился сам Патриарх Тихон. Может быть, именно благодаря его молитвам Мария Нестерович каким-то чудом сумела избежать казни и выйти на свободу, чтобы продолжать спасать людские жизни.
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.
Псалом 90. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 90. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 90. На струнах Псалтири
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".
9 июля. О любви к Отечеству

6 июля, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о любви к Отечеству.
Всегда Отечество наше спасалось верой, а отсюда и проистекающим патриотизмом и готовностью душу свою положить за други своя. Пусть Господь всех нас укрепляет в это опять-таки непростое время, хотя простых времен не бывает. В первую очередь укрепляет в вере, в преданности Церкви, в любви к Отечеству. Сегодня эта любовь к Отечеству требует очень часто мужества и совершения подвигов. Мы знаем, что сегодня настало то тяжелое время, когда эта любовь к Отечеству, связанная с исполнением долга, нередко влечет за собой смерть человека. Поэтому мы должны помнить о тех, кто сегодня рискует своей жизнью, своим здоровьем, помнить о воинах наших и молиться о скорейшем прекращении междоусобной брани на земле русской, о спасении наших родных и близких, тех, кто сегодня там, на тех тяжелых огненных рубежах, защищает нашу страну. И да поможет нам Господь, сохраняя веру в наших сердцах, помогая нам совершать добрые дела, укрепить не только наше личное благочестие, от которого зависит наше личное спасение, но и содействовать укреплению веры и благочестия во всем нашем народе. Пусть Господь помогает каждому из нас, архипастырям, пастырям, приходским активистам, да и всему православному народу. Вот именно так, а не иначе, сегодня исповедовать свою веру в Господа и Спасителя. Аминь!
Все выпуски программы Актуальная тема