
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 44 зач., XX, 16-18, 28-36.
16 ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.
17 Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, 18 и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами
28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.
31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.
33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».
36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Близится к завершению чтение книги Деяний святых апостолов, и сегодня мы слышим, как трогательно прощается народ Эфеса с апостолом Павлом. Три года постоянного близкого общения — достаточный срок, чтобы не только хорошо узнать человека, но и сильно привязаться к нему, даже полюбить. Эфесяне, как пишет автор Деяний, буквально ревут, понимая сердцем, что больше Павла они уже не увидят. Какие же слова утешения и поддержки находит апостол — расставаясь с полюбившимися ему духовными детьми? А вот это весьма интересно.
Проще всего было бы сказать: успокойтесь, не плачьте — я ещё вернусь к вам. Для многих это действительно стало бы утешением, хоть какая-то надежда появилась бы. Но — Павел знает, что это будет неправдой. Он не вернется. Более того, апостол предупреждает: как только он уплывет, появятся «хищные волки», причём из числа тех, кто сейчас стоит и обливается слезами — и стадо духовных овец столкнётся с серьёзными, невиданными прежде проблемами. У этих лжепастырей будет одна задача: увлечь за собой паству, сделать её «карманной», управляемой, абсолютно зависимой — и Христос для «лжепастырей» превратится в инструмент для достижения своих, человеческих, целей — перестав быть главным содержанием веры.
В качестве утешения апостол Павел «предаёт народ Богу и слову Его благодати». Что скрывается под этими словами? Глубокая вера в то, что любой кризис, любая проблема имеет в себе определённый потенциал возможностей — потому что и в этом действует Тот же Самый Бог! Потому что Бог никуда не исчезает — это Павел уплывает навсегда, но Бог — остаётся с эфесянами, и никогда их не бросит.
В жизни всегда есть определённый ритм. Вдох — выдох, рождение — смерть, утро — вечер. Если быть внимательными, этот ритм мы начнём распознавать в том числе и в событиях нашей жизни. Стоит присмотреться — и оказывается, что сама линия нашей жизни — вовсе не «линия», а волнистая линия с разной амплитудой. Но это заметно только извне, со стороны. Пока мы находимся внутри — мы то радуемся, когда «на подъеме», то грустим и расстраиваемся, когда «несёмся вниз», расстаёмся с любимыми или теряем что-то важное. Но если посмотреть чуть-чуть со стороны, не изнутри — становится понятно, что у нашей очень волнистой линии жизни есть определённая тенденция, своего рода «медиана» — куда в итоге направлен вектор нашего движения. И вот это — действительно важно. Сегодня я бы предложил каждому подумать вот над каким критерием: насколько легче — или, напротив, тяжелее, с каждым годом я переношу ту неопределённость в жизни, с которой сталкиваюсь? Ведь именно в этом проявляется наша реальная, а не декларативная, вера Богу — что Он, а не Я, хозяин мироздания. И оставляя эфесян в полной опасностей и духовных угроз неопределённости — Павел предлагает им вместо печали и уныния развернуться ещё сильнее к Богу — и в Нём Одном найти то крепкое основание для душевного мира, которое никогда не подведёт!
Нижний Новгород. Преподобный Тимон Надеевский
Нижегородская земля явила немало святых. Один из них — преподобный Тимон Надеевский. Он родился в 1766 году в городе Балахна близ Нижнего Новгорода. С юных лет стремился к молитвенному уединению. По благословению родителей в отроческом возрасте поступил в Нижегородское духовное училище, а затем — в семинарию. По окончании учёбы женился и стал диаконом. А когда через два года овдовел — избрал монашеский путь и принял постриг в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода. В 1825 году по благословению Серафима Саровского отправился возрождать Никольскую Надеевскую пустынь под Костромой. Тимон поселился в лесу близ заброшенной обители. Дни и ночи проводил в молитве и богомыслии. Пример преподобного вдохновил других подвижников, и вскоре Никольская Надеевская обитель ожила. Тимон до конца своих дней заботился о братии, принимал паломников. По его молитвам совершались исцеления и другие чудеса. Святой преставился ко Господу 21 января 1840 года. Перед тем, как упокоиться, он обратился к пастве со словами: «При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанной и миролюбивой, молитвой пламенной и сокрушением нелицемерным пролагайте себе дорогу в вечность. За гробом на небе наша Отчизна». В 2003 году Церковь прославила уроженца нижегородской земли Тимона Надеевского в лике святых.
Радио ВЕРА в Нижнем Новгороде можно слушать на частоте 89,2 FM
Мурманск. Путешествие по городу

Фото: Dmitry Gornaev / Pexels
Мурманск расположен за Полярным кругом, на скалистом побережье Кольского залива Баренцева моря. Он был основан в начале двадцатого века как северный форпост Российской империи со звучным названием Романов-на-Мурмане. Днем рождения города считается 4 октября 1916 года. В этот день на высоком холме над морем состоялась торжественная закладка собора во имя святителя Николая Чудотворца. Возвести храм помешала революция 1917 года. Новые власти переименовали город в Мурманск. Бронзовую плиту, с закладки которой началось его строительство, поместили в музей. Вместо церкви на холме встал дом культуры. Лишь в 1946 году православные мурманчане получили разрешение совершать богослужения. Они вскладчину приобрели небольшой деревянный дом на окраине города и обустроили его под церковь. А спустя четыре десятилетия на её месте возвели величественный Никольский собор. С тех пор в столице Заполярья начали строиться храмы. В 1995 году Мурманск стал центром православной епархии. В планах горожан — строительство нового кафедрального собора. Центральный его Престол будет посвящён празднику Преображения Господня, второй освЕтят во имя царственных страстотерпцев. Величественный храм восполнит недописанную страницу истории Романова-на-Мурмане, станет данью памяти его основателя, императора Николая Второго.
Радио ВЕРА в Мурманске можно слушать на частоте 90,4 FM
Комсомольск-на-Амуре. Путешествие по городу
Комсомольск-на-Амуре расположен в Хабаровском крае, на левом берегу реки Амур. Город был основан в 1860 году как село Пермское. Первые дома русские поселенцы поставили у реки, в районе современной набережной. Здесь же стоял храм, посвящённый Илье Пророку. Его закрыли после революции 1917-го. В здании разместили сначала клуб, потом столовую. Колокольня долгое время служила пожарной каланчой. В шестидесятых годах двадцатого века Ильинскую церковь полностью разрушили. Село Пермское к этому времени уже считалось городом и носило имя Комсомольск-на-Амуре. Власти объявили его атеистическим. Однако, в семидесятых годах двадцатого века в городе образовалась православная община. Верующие купили частный дом на улице Лермонтова. И обустроили в нем храм в честь праздника Успения Божией Матери. Совершать богослужения и церковные таинства сюда приезжали священники из Хабаровска. В конце двадцатого века в Комсомольске-на-Амуре стали один за другим вырастать новые храмы. В 2006 году город украсил величественный собор Ильи Пророка. Сегодня он — главный храм центрального города Амурской епархии, Комсомольска-на-Амуре!
Радио ВЕРА в Комсомольске-на-Амуре можно слушать на частоте 99,9 FM











