«Кесарю кесарево, а Богу Божие».
Так сказал Христос, но чтобы понять значение этой фразы нужно знать некоторые реалии того времени, когда она была произнесена первый раз.
Дело в том, что когда Иисус проповедовал в Иудее, эта земля уже более 60-ти лет находилась под властью римлян, которыми правил кесарь (иными словами – цезарь или царь). Все иудеи жаждали независимости от Рима и многие из них надеялись, что Христос поможет им обрести долгожданную свободу.
Однако представители иудейской элиты, фарисеи, сразу же невзлюбили Спасителя. Их раздражало, что Он обличал лицемерие людей власти, а сам любил общаться с простонародьем. И вот однажды фарисейские начальники подослали к Иисусу своих учеников, чтобы задать ему хитрый вопрос.
«Позволительно ли платить подать римскому императору – кесарю»? – спросили они.
Расчет был прост: если Иисус ответит утвердительно, Он лишится доверия народа, который всеми силами стремится избавиться от власти Рима; если же Он призовет не платить подать кесарю – то будет казнен римлянами как бунтовщик.
Но Иисус принес людям спасение не от власти Рима, и вовсе не о земном царстве говорил Он в своих проповедях. Иисус принес людям освобождение от греха и смерти. Поэтому и ответ Его обескуражил фарисеев: «Покажите монету – сказал Иисус - Чье здесь изображение и подпись? Кесаря? Так отдавайте кесарю кесарево, а Божие – Богу».
Говоря так, Христос разделил заботы земные с заботами о спасении души. Он не стал призывать своих учеников полностью отказаться от сиюминутных проблем и земных вопросов. Лишь напомнил, что в мире есть нечто еще более важное, никак не связанное с земными перипетиями.
Ну а для спасения души, не стоит, в том числе, и забывать о своих ближних. Ведь для них ваше внимание бывает, порою, важнее вашей зарплаты.
Думается, сводить супругу в ресторан, молодой человек, никак не помешает вашей карьере.
Аркадий Пластов. «Рим. Аппиева дорога»
— Дядя Андрей, ты же говорил, что мы пойдём в Ульяновский художественный музей. А привел меня в тот, что посвящён художнику Аркадию Пластову.
— Это филиал художественного, Паша. Очень важная, значительная его часть. В отдельном здании творческое наследие Аркадия Александровича Пластова разместили не так давно, в 2010 году.
— Это местный живописец?
— Художник, действительно, родился в Ульяновской области, в селе Прислониха. Но масштаб его таланта гораздо значительней определения «местный». И география творчества весьма обширна. Вот, например, перед нами картина «Рим. Аппиева дорога».
— Какой интересный пейзаж! Кипарисы, сосны, горы на горизонте. Какие-то древние развалины, разрушенные античные статуи. Ослик на обочине мощёной камнем дороги. А почему она называется Аппиевой?
— Потому что её построил древнеримский консул Аппий Клавдий Цек. Это произошло в четвёртом веке до Рождества Христова. Дорога соединила Рим с южным портом Бриндизи, откуда римские корабли отправлялись в Грецию и Египет. Как видно на картине Аркадия Пластова, древняя трасса сохранилась до наших дней.
— А когда художник создал своё полотно?
— В 1957 году. Он тогда побывал в Италии как участник международной художественной выставки.
— Но ведь это было так давно! Может быть, сейчас уже всё по-другому!
— С пятидесятых мало что изменилось. Можно в этом убедиться, посмотрев последние фотографии Аппиевой дороги в интернете.
— И ослики вот так же возят тележки, как на полотне Аркадия Пластова?
— На этюдах, которые художник делал с натуры, не было повозки. Он привнёс эту деталь в картину позднее. Видимо, хотел сделать пейзаж живым и придать ему исторический оттенок. Это отсылка к прошлому.
— К тем временам, когда Аппиеву дорогу только что построили?
— Скорее, к тем векам, когда древняя мостовая стала местом паломничества.
— Паломничества?
— Да. На Аппиевой дороге принял мученическую смерть святой Севастиан. Также она связана с именем апостола Петра. По преданию, ученик Христа уходил здесь из Рима от преследователей и встретил Спасителя. «Куда Ты идёшь, Господи?» — спросил апостол. «Туда, где меня снова распнут», — услышал в ответ.
— И что же Пётр?
— Устыдился, что хотел избежать страданий за имя Христово. Повернул назад в Рим, где вскоре был распят. Позднее вопрос Петра «Куда идёшь?» — на церковнославянском «Камо грядеши?» — стал образным выражением, призывом задуматься — так ли ты живёшь, как заповедовал Спаситель? Думаю, эти слова вспоминал и Аркадий Пластов, когда писал свой пейзаж.
— Художник был христианином?
— Без сомнений. Аркадий Александрович из династии иконописцев. Годы учебы в духовной семинарии укрепили его веру. Даже в то время, когда на православных были гонения, художник посещал церковь, участвовал в богослужениях.
— Наверное, это было непросто.
— Жить в напряжении, в состоянии постоянного нравственного выбора всегда нелегко. И картина Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» напоминает об этом. Она символизирует человеческий земной путь под испытующим взглядом Создателя.
Картину Аркадия Пластова «Рим. Аппиева дорога» можно увидеть в Ульяновском областном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
26 ноября. О счастье
В воскресенье, 24 ноября, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвященном храме святителя Николая Мирликийского в районе Бирюлево в Москве.
В своём пастырском слове по завершении богослужения Святейший патриарх говорил о подлинном человеческом счастье.
26 ноября. О жертве Иисуса Христа
В 10-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец».
О жертве Христовой, — протоиерей Георгий Завершинский.