Когда 26 апреля 1918 года семью арестованного императора Николая II перевели из Тобольска в Екатеринбург, дочь личного царского лейб-медика Евгения Боткина, Татьяна Евгеньевна Мельник-Боткина, не смогла последовать за Романовыми, хотя очень этого хотела. Она была рядом с царской семьёй в Тобольской ссылке. Но в Екатеринбург большевистские власти её по каким-то причинам не пустили. Татьяна упорно добивалась перевода до тех пор, пока не узнала о расстреле всей семьи императора, а также ближайших слуг, в числе которых был и её отец. В 1921 году, в эмиграции, Татьяна Мельник-Боткина написала мемуары о том времени, которое она провела с семьёй последнего русского императора. Книга называется «Воспоминания о царской семье».
Татьяна начинает свой рассказ с того момента, как её отца назначали личным врачом императорской семьи. Она описывает свой переезд в Царское село и первые впечатления. Например, рассказывает о том, что семья Николая II живёт совсем просто, и в бытовой, домашней обстановке, пожалуй, мало чем отличается от любой другой семьи. Великая княжна Анастасия делает уроки, лежа с тетрадкой прямо на полу. А её сёстры с увлечением играют в «крестики-нолики».
Татьяна Мельник-Боткина вспоминает, как с началом Первой мировой войны Государь сам потребовал сократить траты на питание своей семьи. При этом повседневный императорский стол и раньше нельзя было назвать шикарным — царь с супругой и детьми всегда питались очень скромно, едва ли не по-солдатски. Так же непритязательно они одевались: в домашней обстановке Великие княжны спокойно ходили в штопаных платьях и старых башмаках.
На богослужения в Феодоровский собор Царская Семья тоже приезжала безо всякой помпы, тихо и незаметно. Чтобы не отвлекать молящихся, Государь, императрица и дети приходили в храм раньше всех. Перед началом службы они зажигали свечи и ставили к иконам живые цветы. В Тобольске, куда царская семья была отправлена после отречения императора, они спали на кроватях, купленных с рук по объявлению, и долгое время жили с неисправным водопроводом.
В своих воспоминаниях о царской семье Татьяна Мельник-Боткина очень лаконична. Она рассказывает факты, не делая лирических отступлений и не подталкивая читателей к каким-то определённым выводам. При этом её мемуары вовсе не кажутся сухими. В них чувствуется глубокое уважение, преданность и любовь к людям, которые не пользовались своим исключительным положением, всегда оставались простыми, скромными и полными христианского смирения. И от этой любви на душе становится светлее.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.