— В то время как по всей стране идет борьба с религиозным мракобесием, в поликлинике, точнее, в операционной одной из центральных больниц, висит икона. Как вы думаете, это одобрит вышестоящее руководство?
— Я думаю, вышестоящему руководству главное, чтобы здесь лечили людей. И чтобы для этого были созданы нормальные условия. Для меня, как для человека верующего, нормальные условия — это икона, которая висит на рабочем месте, то есть, в операционной.
Такой диалог между чекистом и профессором медицины, блестящим хирургом Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким, ныне известным как удивительный святой и чудотворец нашего времени — святитель Лука Крымский, — звучит в художественном фильме режиссёра Александра Пархоменко под названием «Излечить страх». Место и время действия эпизода — советский Ташкент, 1921-й год. Именно тогда, в разгар жесточайших гонений на Церковь, профессор Войно-Ясенецкий неожиданно для всех принимает священный сан. Под его белым докторским халатом теперь — чёрная ряса, а на стене операционной — икона Божьей Матери. В фильме мы видим, как, став священником, а потом и архиереем, профессор безбоязненно исповедует свою веру в Бога и при этом продолжает самоотверженно лечить людей. Его стремление помогать каждому ярко высвечено в картине — например, в эпизоде из красноярской ссылки, куда архиепископ Лука, чудом избежав расстрела, попал за активную религиозную деятельность. Святитель встречает слепого юношу и не проходит мимо:
— В Бога Веруешь?
— Верую. Верую, да видать нету Ему до меня дела. Копеечку подайте.
— Не бойся. Не бойся, я доктор. Глаза твои поглядеть хочу. Ай-ай. Давно ослеп?
— Мальцом ещё был совсем.
— А сколько годков тебе?
— Семнадцать… где-то.
— Рановато тебе ещё милостыню просить. Я думаю, тебе помочь можно.
— Да?
— Пойдём-ка со мной!
Картина «Излечить страх» невероятно живо и правдиво показывает нам необыкновенную личность главного героя. Актёрам — молодого Войно-Ясенецкого играет Андрей Саминин, а архиепископа Луку в старшем возрасте — Виталий Безруков — удалось тонко передать, кажется, не только внешний, но и внутренний мир своего персонажа. Мы видим человека, много страдавшего, но твёрдо сознающего: только вера и любовь дадут силы всё преодолеть. Жизнь святителя Луки зритель наблюдает как бы сквозь призму его собственных воспоминаний. Сначала мы попадаем в 1961-й год и застаём архиепископа в последние дни его жизни. К святителю, который полностью ослеп и уже почти не встаёт с постели, наведывается молодой семинарист Серёжа. Ему-то и рассказывает архиепископ о своей непростой жизни, эпизоды которой воплощены на экране. Но Серёжа завербован сотрудниками Комитета госбезопасности. И у него есть задание — отравить владыку. Вот только беседы со святителем Лукой неожиданно переворачивают душу семинариста. Он раскаивается, когда слышит такие слова архиепископа:
Тяжело, Серёжа, когда веры нет. Когда живёшь, как листок оторванный. А когда есть вера, есть призвание, то со всем справиться можно.
Прозвучавшая сейчас простая, но глубокая мысль, не покидает зрителя при просмотре картины Александра Пархоменко «Излечить страх». Когда видишь, как переживает герой смерть любимой жены, как на изнурительных допросах не изменяет своей вере, как в ссылке едет на собачьей упряжке за сотню вёрст по снегу, чтобы вылечить больного или, в самодельном облачении, с крестом, связанным из двух щепок, проводит таинство крещения… И не нужно никаких сверхъестественных чудес, чтобы понять: этот человек поистине — святой. Очень точно звучит за кадром в самом начале фильма цитата Патриарха Кирилла, озвученная как своеобразный эпиграф по всей киноленте: «Святой опознаётся не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах».
Важно отметить ещё и то, что фильм о святителе Луке не задумывался режиссёром и не был воспринят зрителями как явление исключительно церковное. Эта искренняя, оставляющая невероятно светлое послевкусие картина — действительно для всех. Кому-то она наверняка понравится как добротная историческая кинолента, кому-то — как насыщенная биография. И каждому подскажет главный рецепт того, как излечить любой наш страх. Верой и любовью.
8 ноября. О явленных и до времени не явленных миру святых

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы».
О явленных и до времени не явленных миру святых — игумен Назарий (Рыпин).
Речь идёт о святости и праведности человека. То есть праведник, как бы он ни скрывал свою добродетель, всё равно он будет узнаваем. Как и апостол Павел говорит: «Мы гонимы, но узнаваемы».
И безусловно, это должно послужить нам ободрением в том, что не только какие-то греховные дела откроются. Безусловно, это так. В день Страшного Суда откроются все помышления сердечные, все движения нашего сердца, не говоря уже о делах, которые мы совершали, и словах, которые мы сказали. Даже какие-то взгляды, малейшие движения сердца, они будут объявлены.
Но тем не менее, Господь здесь говорит о том свете духовном, который является через людей праведной жизни. О том, что настоящий праведник не сможет скрыться, хоть как бы он себя ни скрывал.
В этом для нас великое обетование утешения, именно потому, что мы считаем порой, что святых вроде бы уже и нет, но пока существует этот мир, праведники были, есть и будут. Но, как говорят святые отцы, что до скончания века не иссякнут святые, но святые последних дней примут, раскроют себя от лица людей.
И всё же для нас это утешение в том, что Господь всегда будет являть в Своей Церкви святых до конца времен.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом

В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
О Христе как твёрдом основании и надежде на вечную жизнь с Богом — священник Родион Петриков.
Слова апостола Павла звучат особенно глубоко в день, когда Церковь вспоминает страшное землетрясение 740 года в Константинополе. В этот день византийскую столицу потрясла катастрофа: рухнули стены, дома, башни. Император-иконоборец Лев Исавра, который гнал верующих, увидел в этом Божий знак.
Люди, переживая ужас, вышли на молитву. И тогда случилось чудо. Юноша, вознесшийся во время моления, принес с небес ангельские слова: «И Я с вами, и никто против вас». Землетрясение прекратилось, но главное — обнажилась правда: всё земное шатко и неустойчиво, как та самая хижина из слов апостола.
Что же это событие открывает нам сегодня? Во-первых, Павел называет тело хижиной не из презрения, но чтобы сказать, что наша истинная крепость в Боге. Во-вторых, что для нас разрушение хижины — это не только катастрофы, но болезни, утраты и кризисы веры. И Бог допускает их, но не для наказания, а чтобы мы увидели под ногами зыбкий песок, а над нами — вечные небеса.
И если тревога трясет наш внутренний мир, вспомним кондак этого дня: «И избавь от труса тяжкого, и воззови: „Аз есьм с вами“». Это в-третьих.
Наконец, последнее, что мы можем узнать в этом дне, это то, что если мы теряем опору, то вспомним, что наша жизнь — это не просто сиюминутная палатка, а стройка вечности. Каждая молитва, каждое доброе дело, прощение — это всё кирпичики небесного дома.
Пусть память о Царьграде и страшном землетрясении научит нас, что, даже когда рушатся стены, Бог не оставляет Своих. Как писал святитель Феофан Затворник, настоящая жизнь — это переход в вечность. Идите туда с надеждой.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 ноября. О подвиге Великомученика Димитрия Солунского
Сегодня 8 ноября. День памяти Великомученика Димитрия Солунского, военачальника, пострадавшего за Христа в начале четвёртого века.
О его подвиге — протоиерей Василий Гелеван.
Молодой человек Димитрий, перспективный, принял Христа, будучи научен вере христианской. Но от него-то ждали другого, от него ждали, что он будет преследовать христиан. А святой Димитрий открыл воскресную школу, покровительствовал христианам. И когда об этом донесли императору, немедленно градоначальника арестовали и подвергли пыткам.
Но он не был слаб духом, он не отрёкся от Христа, он пронёс все эти пытки. Больше того, он даже ученика своего Нестора научил, как противостоять злу. Нестор был небольшого роста, некрепкого телосложения, но бросил вызов великану Лию, низверг его и победил. И это, конечно, школа Димитрия.
И когда мы молимся святому великомученику Димитрию, мы молимся в том числе о научении: научи нас, святой, как нам победить наших врагов. Наши воины молятся святому великомученику Димитрию. Исторически всегда святой Димитрий Солунский был покровителем русского воинства.
В честь святого Димитрия Солунского крестили будущего великого князя московского Дмитрия Донского, который теперь сам святой. И святому Димитрию Солунскому посвящены самые древние до нас дошедшие иконы и мозаики.
Святой Димитрий Солунский по праву стоит в первых рядах небесных покровителей православного христолюбивого воинства.
Все выпуски программы Актуальная тема







