
— В то время как по всей стране идет борьба с религиозным мракобесием, в поликлинике, точнее, в операционной одной из центральных больниц, висит икона. Как вы думаете, это одобрит вышестоящее руководство?
— Я думаю, вышестоящему руководству главное, чтобы здесь лечили людей. И чтобы для этого были созданы нормальные условия. Для меня, как для человека верующего, нормальные условия — это икона, которая висит на рабочем месте, то есть, в операционной.
Такой диалог между чекистом и профессором медицины, блестящим хирургом Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким, ныне известным как удивительный святой и чудотворец нашего времени — святитель Лука Крымский, — звучит в художественном фильме режиссёра Александра Пархоменко под названием «Излечить страх». Место и время действия эпизода — советский Ташкент, 1921-й год. Именно тогда, в разгар жесточайших гонений на Церковь, профессор Войно-Ясенецкий неожиданно для всех принимает священный сан. Под его белым докторским халатом теперь — чёрная ряса, а на стене операционной — икона Божьей Матери. В фильме мы видим, как, став священником, а потом и архиереем, профессор безбоязненно исповедует свою веру в Бога и при этом продолжает самоотверженно лечить людей. Его стремление помогать каждому ярко высвечено в картине — например, в эпизоде из красноярской ссылки, куда архиепископ Лука, чудом избежав расстрела, попал за активную религиозную деятельность. Святитель встречает слепого юношу и не проходит мимо:
— В Бога Веруешь?
— Верую. Верую, да видать нету Ему до меня дела. Копеечку подайте.
— Не бойся. Не бойся, я доктор. Глаза твои поглядеть хочу. Ай-ай. Давно ослеп?
— Мальцом ещё был совсем.
— А сколько годков тебе?
— Семнадцать… где-то.
— Рановато тебе ещё милостыню просить. Я думаю, тебе помочь можно.
— Да?
— Пойдём-ка со мной!
Картина «Излечить страх» невероятно живо и правдиво показывает нам необыкновенную личность главного героя. Актёрам — молодого Войно-Ясенецкого играет Андрей Саминин, а архиепископа Луку в старшем возрасте — Виталий Безруков — удалось тонко передать, кажется, не только внешний, но и внутренний мир своего персонажа. Мы видим человека, много страдавшего, но твёрдо сознающего: только вера и любовь дадут силы всё преодолеть. Жизнь святителя Луки зритель наблюдает как бы сквозь призму его собственных воспоминаний. Сначала мы попадаем в 1961-й год и застаём архиепископа в последние дни его жизни. К святителю, который полностью ослеп и уже почти не встаёт с постели, наведывается молодой семинарист Серёжа. Ему-то и рассказывает архиепископ о своей непростой жизни, эпизоды которой воплощены на экране. Но Серёжа завербован сотрудниками Комитета госбезопасности. И у него есть задание — отравить владыку. Вот только беседы со святителем Лукой неожиданно переворачивают душу семинариста. Он раскаивается, когда слышит такие слова архиепископа:
Тяжело, Серёжа, когда веры нет. Когда живёшь, как листок оторванный. А когда есть вера, есть призвание, то со всем справиться можно.
Прозвучавшая сейчас простая, но глубокая мысль, не покидает зрителя при просмотре картины Александра Пархоменко «Излечить страх». Когда видишь, как переживает герой смерть любимой жены, как на изнурительных допросах не изменяет своей вере, как в ссылке едет на собачьей упряжке за сотню вёрст по снегу, чтобы вылечить больного или, в самодельном облачении, с крестом, связанным из двух щепок, проводит таинство крещения… И не нужно никаких сверхъестественных чудес, чтобы понять: этот человек поистине — святой. Очень точно звучит за кадром в самом начале фильма цитата Патриарха Кирилла, озвученная как своеобразный эпиграф по всей киноленте: «Святой опознаётся не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах».
Важно отметить ещё и то, что фильм о святителе Луке не задумывался режиссёром и не был воспринят зрителями как явление исключительно церковное. Эта искренняя, оставляющая невероятно светлое послевкусие картина — действительно для всех. Кому-то она наверняка понравится как добротная историческая кинолента, кому-то — как насыщенная биография. И каждому подскажет главный рецепт того, как излечить любой наш страх. Верой и любовью.
19 сентября. О ложных страхах и помощи Божьей
В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Ободритесь; это Я, не бойтесь».
О ложных страхах и помощи Божьей — священник Захарий Савельев.
Эти слова, сказанные Спасителем, связаны с пребыванием апостолов в лодке во время шторма. В нашей жизни случаются разные ненастья, действительно похожие на шторм. Одно время наша жизнь уподобляется тихому озеру, тихой воде, когда никаких угроз не предвидится. В другое же время наша жизнь наводняется ненастьями и исключительными обстоятельствами.
В эти секунды Господь явным образом зачастую себя проявляет в нашей жизни. И этот евангельский эпизод говорит нам о том, что каждому человеку, когда он видит Спасителя, нужно отбросить собственные страхи, суеверия и недоумения, потому что, как мыс вами знаем, евангелисты-синоптики, описываясобытия, говорят, что апостолы испугались самого Спасителя, приняв Его за призрака.
Но это был сам Господь, Который усмирил бурю, Который перед этим накормил множество людей. Что сделал Господь в этом евангельском событии? Онне оставил своих учеников во время шторма. Также и в нашей жизни, людей, которые живут в XXI веке,Господь не оставляет ни на секунду, ни на мгновение в периоды разных испытаний.
Господь каждому из нас идёт навстречу подобно тому, как шёл навстречу своим ученикам, находящимся во время шторма.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. Об опасениях апостола Павла
В 4-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы. Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас».
Об опасениях апостола — игумен Лука Степанов.
Апостол Павел ставит под сомнение плодотворность своей проповеди среди галатов из-за того, что они продолжают увлекаться теми расчетами и исполнительностью, которые были присущи ветхозаветным порядкам благочестивой жизни. Наблюдение новомесячий, определённых дней, неделание, годов, которые также чередовались, и на седьмой год не должно было делать то, что делалось предыдущие шесть, — всё это оставляло Его учеников, учеников Христовых, в неисправимости.
Поскольку теперь следование этим формальным установлениям оказывалось практически язычеством и идолопоклонством, поскольку за исполнением этих формальных требований и наблюдений не стоял ни дух, ни вера во Христа, ни сила Божья. Это было желание формально отделаться от божественного призвания, от предоставления Господу не своего, но самих себя.
Потому для новопризванных христиан эти ветхозаветные атавизмы, эта инерция ветхозаветных установлений отражала холодность души ко Христу, отсутствие любви к Нему, жизни по Христу, а следовательно, и верности Духу Святому.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 сентября. О духовном смысле праздника чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Сегодня 19 сентября. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех в четвёртом веке.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Колоссы, или Хоны, когда-то были большим городом. К общине христиан этого города даже обратил одно из своих посланий святой апостол Павел. Но в 64 году от Рождества Христова сильное землетрясение разрушило город, и он больше никогда не восстановился в прежнем величии.
Храм архистратига Божия Михаила и источник при нём существовали в храме с древних времен. О его появлении пророчествовали жителям этого и соседнего города Иераполя святые апостолы Иоанн Богослов и Филипп. Пророчество исполнилось, и от источника люди обильно получали исцеление по своей вере.
Предание сохранило историю исцеления в водах источника немой дочери грека, который в благодарность воздвиг архистратигу Михаилу прекрасный храм. Известно и житие блаженного Архиппа, который поселился при храме через 90 лет после его возведения и всю жизнь подвизался, служа Богу.
Чудо явления архистратига Михаила связано с попыткой язычников уничтожить святой источник и погубить блаженного Архиппа. Много дней трудились нечестивцы, сооружая запруду выше храма и наполняя её водой. Все эти дни блаженный молился о заступничестве небесному покровителю храма. И архангел Божий явился блаженному Архиппу, рассёк скалу и отвёл воды рек от святого места.
Небесные покровители наших храмов и есть их настоящие хозяева и заступники. Они оберегают места молитвы и поклонения Богу, освящённые в их честь и память. И из своей практики могу подтвердить, что не раз именно заступничество небесной покровительницы нашего храма, святой равноапостольной Ольги, помогало общине в сложных ситуациях.
Господь, Божия Матерь, ангелы и святые заботятся о храмах, которые мы им посвящаем. Будем же всегда помнить об их незримом, но реальном присутствии, когда приходим помолиться.
Все выпуски программы Актуальная тема