— В то время как по всей стране идет борьба с религиозным мракобесием, в поликлинике, точнее, в операционной одной из центральных больниц, висит икона. Как вы думаете, это одобрит вышестоящее руководство?
— Я думаю, вышестоящему руководству главное, чтобы здесь лечили людей. И чтобы для этого были созданы нормальные условия. Для меня, как для человека верующего, нормальные условия — это икона, которая висит на рабочем месте, то есть, в операционной.
Такой диалог между чекистом и профессором медицины, блестящим хирургом Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким, ныне известным как удивительный святой и чудотворец нашего времени — святитель Лука Крымский, — звучит в художественном фильме режиссёра Александра Пархоменко под названием «Излечить страх». Место и время действия эпизода — советский Ташкент, 1921-й год. Именно тогда, в разгар жесточайших гонений на Церковь, профессор Войно-Ясенецкий неожиданно для всех принимает священный сан. Под его белым докторским халатом теперь — чёрная ряса, а на стене операционной — икона Божьей Матери. В фильме мы видим, как, став священником, а потом и архиереем, профессор безбоязненно исповедует свою веру в Бога и при этом продолжает самоотверженно лечить людей. Его стремление помогать каждому ярко высвечено в картине — например, в эпизоде из красноярской ссылки, куда архиепископ Лука, чудом избежав расстрела, попал за активную религиозную деятельность. Святитель встречает слепого юношу и не проходит мимо:
— В Бога Веруешь?
— Верую. Верую, да видать нету Ему до меня дела. Копеечку подайте.
— Не бойся. Не бойся, я доктор. Глаза твои поглядеть хочу. Ай-ай. Давно ослеп?
— Мальцом ещё был совсем.
— А сколько годков тебе?
— Семнадцать… где-то.
— Рановато тебе ещё милостыню просить. Я думаю, тебе помочь можно.
— Да?
— Пойдём-ка со мной!
Картина «Излечить страх» невероятно живо и правдиво показывает нам необыкновенную личность главного героя. Актёрам — молодого Войно-Ясенецкого играет Андрей Саминин, а архиепископа Луку в старшем возрасте — Виталий Безруков — удалось тонко передать, кажется, не только внешний, но и внутренний мир своего персонажа. Мы видим человека, много страдавшего, но твёрдо сознающего: только вера и любовь дадут силы всё преодолеть. Жизнь святителя Луки зритель наблюдает как бы сквозь призму его собственных воспоминаний. Сначала мы попадаем в 1961-й год и застаём архиепископа в последние дни его жизни. К святителю, который полностью ослеп и уже почти не встаёт с постели, наведывается молодой семинарист Серёжа. Ему-то и рассказывает архиепископ о своей непростой жизни, эпизоды которой воплощены на экране. Но Серёжа завербован сотрудниками Комитета госбезопасности. И у него есть задание — отравить владыку. Вот только беседы со святителем Лукой неожиданно переворачивают душу семинариста. Он раскаивается, когда слышит такие слова архиепископа:
Тяжело, Серёжа, когда веры нет. Когда живёшь, как листок оторванный. А когда есть вера, есть призвание, то со всем справиться можно.
Прозвучавшая сейчас простая, но глубокая мысль, не покидает зрителя при просмотре картины Александра Пархоменко «Излечить страх». Когда видишь, как переживает герой смерть любимой жены, как на изнурительных допросах не изменяет своей вере, как в ссылке едет на собачьей упряжке за сотню вёрст по снегу, чтобы вылечить больного или, в самодельном облачении, с крестом, связанным из двух щепок, проводит таинство крещения… И не нужно никаких сверхъестественных чудес, чтобы понять: этот человек поистине — святой. Очень точно звучит за кадром в самом начале фильма цитата Патриарха Кирилла, озвученная как своеобразный эпиграф по всей киноленте: «Святой опознаётся не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах».
Важно отметить ещё и то, что фильм о святителе Луке не задумывался режиссёром и не был воспринят зрителями как явление исключительно церковное. Эта искренняя, оставляющая невероятно светлое послевкусие картина — действительно для всех. Кому-то она наверняка понравится как добротная историческая кинолента, кому-то — как насыщенная биография. И каждому подскажет главный рецепт того, как излечить любой наш страх. Верой и любовью.
«Дети и музыка». Светлана Феодулова
У нас в гостях была многодетная мама, оперная певица, обладательница самого высокого в мире голоса по версии «Книги рекордов Гинесса» Светлана Феодулова.
Мы говорили о чудесной роли музыки и искусства в воспитании детей, а также наша гостья рассказала о новой музыкальной сказке «Кукла и ангел».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Светлые пасхальные истории»
В этом выпуске своими светлыми историями, связанными с встречей светлого Христова Воскресения и празднованием пасхальных дней поделились ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Анна Леонтьева и Константин Мацан, а также наш гость — протоиерей Алексей Попков.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен