
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 26 зач., X, 34-43.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим речь апостола Петра, которая обращена к Корнилию сотнику, его друзьям и домочадцам. Отвечая на жажду сердца бывшего язычника, который очень искренне стремился к познанию истны и нахождению праведного пути, Бог приводит в его дом апостола Петра, которому перед этим открывает, что проповеди достойны все, так как все очищены жертвой Его Сына.
Первые слова апостола Петра больше похожи на начало некоторого рассуждения, будто бы он говорит сам с собой, в них даже слышится некоторое радостное удивление. И ведь на самом деле было чему радоваться и удивляться. Веками благочестивые иудеи не должны были общаться язычниками и принимали уверовавших в единого Бога очень неохотно. Несмотря на то, что пророки предсказывали обращение язычников к истинному Богу, отношение иудеев к язычникам оставалось прежним. Во время своей земной жизни Христос порой так же подчеркивал разницу между теми, кто находится в завете и теми, кто живет вне него. Однако все эти ситуации носили явно педагогический и частный характер, в то время как слова о любви Божией ко всем и необходимость проповедовать во всем мире, утверждалась Им открыто и многократно. Любой, кто был Его учеником и понимал, что Бог желает спасения всем, чувствовал неправильность того разделения и разобщения, которое веками было нормой. И вот, наконец, Петру открыто, что Бог ждет от него проповеди благочестивому язычнику, что любой искренне ищущий и стремящийся к праведности, может пережить встречу, быть «приятен Богу» и вопросы крови и происхождения не играют больше роли.
Слово приятен, которое мы видим в тексте не должно смущать, так как греческое слово, употребленное апостолом, может быть переведено «быть приемлемым, соответствующим». То есть человек, живущий как должно, своей жизнью открывается Богу, он все более соответствует замыслу о себе и значит восходит к Творцу, принимается Им.
Каким же должен быть человек, чтобы это произошло?
По словам апостола, он должен бояться Бога и жить по правде.
Здесь можно вспомнить слова премудрого Соломона, который говорит, что «начало премудрости страх Господень». Страх, конечно, не в смысле примитивной, практически животной боязни, что высшее и всемогущее Существо накажет тебя за непослушание. С такого страха вера может начинаться, ситуации бывают разные, но она никогда на этом страхе не должна основываться. Поэтому в более глубоком смысле имеется ввиду страх как искренняя сердечная вовлеченность с замысел Божий о мире и переживание за то, насколько полным оказывается твое участие в нем. «Бог сотворил меня для жизни, но живу ли я на самом деле», — вот что должно беспокоить человека. Задумываясь об этом любой человек будет стремиться осознать свой путь и жить в соответствии с ним. И с точки зрения Божией — такая жизнь и будет жизнью по правде, будет жизнью в которой слово о Христе обязательно принесет свои плоды.
Мы нередко пытаемся обратить к Богу неверующих людей, которых считаем хорошими и по-своему праведными. Однако не стоит забывать о том, что Бог любит всех и к тем, чье сердце готово, Он всегда находит Свой путь.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











