
Питер Пауль Рубенс. Тайная Вечеря, 1631-1632
Деян., 26 зач., X, 34-43.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41 не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
В сегодняшнем чтении мы слышим речь апостола Петра, которая обращена к Корнилию сотнику, его друзьям и домочадцам. Отвечая на жажду сердца бывшего язычника, который очень искренне стремился к познанию истны и нахождению праведного пути, Бог приводит в его дом апостола Петра, которому перед этим открывает, что проповеди достойны все, так как все очищены жертвой Его Сына.
Первые слова апостола Петра больше похожи на начало некоторого рассуждения, будто бы он говорит сам с собой, в них даже слышится некоторое радостное удивление. И ведь на самом деле было чему радоваться и удивляться. Веками благочестивые иудеи не должны были общаться язычниками и принимали уверовавших в единого Бога очень неохотно. Несмотря на то, что пророки предсказывали обращение язычников к истинному Богу, отношение иудеев к язычникам оставалось прежним. Во время своей земной жизни Христос порой так же подчеркивал разницу между теми, кто находится в завете и теми, кто живет вне него. Однако все эти ситуации носили явно педагогический и частный характер, в то время как слова о любви Божией ко всем и необходимость проповедовать во всем мире, утверждалась Им открыто и многократно. Любой, кто был Его учеником и понимал, что Бог желает спасения всем, чувствовал неправильность того разделения и разобщения, которое веками было нормой. И вот, наконец, Петру открыто, что Бог ждет от него проповеди благочестивому язычнику, что любой искренне ищущий и стремящийся к праведности, может пережить встречу, быть «приятен Богу» и вопросы крови и происхождения не играют больше роли.
Слово приятен, которое мы видим в тексте не должно смущать, так как греческое слово, употребленное апостолом, может быть переведено «быть приемлемым, соответствующим». То есть человек, живущий как должно, своей жизнью открывается Богу, он все более соответствует замыслу о себе и значит восходит к Творцу, принимается Им.
Каким же должен быть человек, чтобы это произошло?
По словам апостола, он должен бояться Бога и жить по правде.
Здесь можно вспомнить слова премудрого Соломона, который говорит, что «начало премудрости страх Господень». Страх, конечно, не в смысле примитивной, практически животной боязни, что высшее и всемогущее Существо накажет тебя за непослушание. С такого страха вера может начинаться, ситуации бывают разные, но она никогда на этом страхе не должна основываться. Поэтому в более глубоком смысле имеется ввиду страх как искренняя сердечная вовлеченность с замысел Божий о мире и переживание за то, насколько полным оказывается твое участие в нем. «Бог сотворил меня для жизни, но живу ли я на самом деле», — вот что должно беспокоить человека. Задумываясь об этом любой человек будет стремиться осознать свой путь и жить в соответствии с ним. И с точки зрения Божией — такая жизнь и будет жизнью по правде, будет жизнью в которой слово о Христе обязательно принесет свои плоды.
Мы нередко пытаемся обратить к Богу неверующих людей, которых считаем хорошими и по-своему праведными. Однако не стоит забывать о том, что Бог любит всех и к тем, чье сердце готово, Он всегда находит Свой путь.
Помочь «скорым», которые эвакуируют больных и раненых с Донбасса

«Люди смотрели на „скорые“, как на ангелов. Все мечтали получить лечение. Это было нашим спасением», — рассказывает Елизавета.
Вместе с маленьким сыном и пожилыми родителями она живёт в городе Мариуполе. Её супруг погиб в 2022 году, во время обстрела. Так семья лишилась главной опоры. Сама Лиза в тот период переживала онкологическое заболевание. Ей требовалась срочная медицинская помощь, но ждать её было неоткуда, город фактически стоял в руинах. Утешение в такой ситуации Лиза находила в храме, где беседовала с батюшкой и много молилась.
Тогда же в Мариуполь из Москвы приехал главный врач церковной Больницы святителя Алексия вместе с бригадой медиков, чтобы понять, как лучше организовать помощь раненым и тяжелобольным людям. Он познакомился с настоятелем храма, куда приходила Елизавета. И батюшка рассказал врачу о её состоянии.
Лиза стала первой пациенткой, которую доставили из Мариуполя в Москву на машине «скорой помощи» Больницы святителя Алексия. Женщине провели срочную операцию. Ещё несколько месяцев она проходила лечение, а затем вернулась домой.
С марта 2022 года медицинские бригады православной больницы совершили 300 рейсов Москва-Донбасс и обратно. В столицу на «скорых» вывезли 450 пациентов в тяжёлом состоянии, а на месте помощь медиков получили свыше 25 тысяч человек.
Автомобили «скорой помощи» Больницы святителя Алексия используются на пределе возможностей. Они проезжают там, где порой не справляется и внедорожник. Поэтому машины нуждаются в постоянном техническом обслуживании. Любая поломка может стоить кому-то жизни.
Поддержите работу бригад «скорой помощи» православной Больницы святителя Алексия. Сделать это можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История Каина и Авеля». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел о жизни Адама и Евы после изгнания из Рая и об их первых детях Каине и Авеле. Какие надежды Ева возлагала на своего первенца. Какие последствия повлекло совершенное Каином убийство брата.
Этой беседой мы продолжаем линейку из пяти программ, посвященных началу человеческой истории, описанному в первых главах книги Бытия.
Первая беседа была посвящена грехопадению и изгнанию Адама и Евы из Рая.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Дионисий Сакович

У нас в студии был настоятель храма святой мученицы Татианы при Донском государственном техническом университете в Ростове-на-Дону, руководитель Отдела по делам молодёжи и миссионерскому служению Ростовской-на-Дону епархии священник Дионисий Сакович.
Наш гость расскажет о своем пути к вере и священническому служению, и об удивительных событиях, сопровождавших наполнявших этот путь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер