
— Вы в это верите?
— Во что, сэр?
— В то, что тени так же важны, как свет.
— Я думаю, что все мы несовершенны, и каждому есть, что скрывать.
— Вы не чисты от природы так же, как и я от природы не порочен. Когда-то и я был полон нежных чувств, но я немало натерпелся от жизни. Теперь я крепок и твёрд, как эти мячики из индийской резины. Для меня ещё есть надежда?
— Надежда на что?
— На превращение из резинового мячика в человека.
Герой фильма режиссёра Франко Дзефирелли «Джейн Эйр», разочарованный в жизни аристократ Эдвард Рочестер, увлечён откровенным разговором с юной Джейн, новой гувернанткой его приёмной дочери. С первых минут знакомства он интуитивно чувствует, что эта невзрачная на первый взгляд девушка может сделать его счастливым и пробудить свет в его душе. Уже много лет Рочестер живёт в настоящем кошмаре. Когда-то старый приятель обманом уговорил его жениться на своей душевнобольной сестре Берте. Теперь несчастная женщина заперта в одной из дальних комнат особняка, и об её присутствии кроме хозяина дома знают только некоторые из слуг. Гувернантка Джейн часто слышит по ночам чей-то странный смех, но пока не догадывается, что именно скрывает от неё Рочестер. Да это и не так важно. Самое главное — её глубокое чувство к Эдварду и желание во всём помогать любимому человеку, даже если им не суждено быть вместе.
Сюжет романа британской писательницы Шарлотты Бронте, по которому снят фильм, уже второе столетие волнует читателей по всему миру. Главная героиня стала для многих девушек образцом любящей, преданной и сильной женщины, в любой ситуации верной своим принципам. Узнав, что Рочестер обвенчан с Бертой, Джейн твёрдо отказывается от своего шанса — хотя мужчина уговаривает её остаться с ним. И поступает она так не потому, что боится осуждения общества. Девушка сердцем чувствует, что жизнь во грехе не принесёт счастья ни ей, ни Эдварду. Она считает, что отказаться от незаконных отношений и просто сохранить чувство в своём сердце — это и есть высшее проявление любви и уважения к дорогому человеку.
— Я люблю тебя. Скажи, что любишь меня.
— Я люблю вас больше, чем когда-либо. Но я больше не произнесу этих слов. Я должна уехать.
Экранизация 1996 года — пожалуй, самая эмоциональная, светлая и жизнеутверждающая из многочисленных киноверсий романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Атмосфера особняка Рочестеров не так мрачна, как в книге, а живописные английские пейзажи озарены ласковым солнцем. Видно, как режиссёр любуется миром — прекрасным и зимой и летом, и в горе, и в радости. И, наконец, сама Джейн в исполнении французской актрисы Шарлотты Гейнсбур получилась в первую очередь горячо любящей и полной сострадания женщиной, а не упрямой защитницей своих прав. Уильяму Хёрту в роли Рочестера блестяще удалось передать всю глубину чувства немолодого и почти сломленного человека. Живые и выразительные лица обоих актёров, возможно, не соответствуют эталонам красоты. Но ведь сама писательница в своём романе специально сделала героев некрасивыми — чтобы показать, как настоящая любовь преображает каждого человека. Героиня влюбляется в Эдварда не за внешность или физическую силу. И когда в финале Рочестер теряет зрение из-за устроенного Бертой пожара (сама несчастная при этом погибает), его увечье нисколько не пугает Джейн.
— Ты останешься со мной? Но как?
— Я буду вашим другом, вашей сиделкой, вашей компаньонкой. Пока я жива, вы не будете одиноки.
— Я подобен старому дереву, мёртвому и разбитому молнией.
— Вы сильны и полны жизни. Вокруг вас будут расти и виться цветы, которым вы послужите опорой.
Фильм Франко Дзефирелли «Джейн Эйр» рассказывает о том, что истинное чувство — одновременно тяжёлое испытание и великая радость. Он учит в любых обстоятельствах хранить веру и жить по справедливости.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема