Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа возвещали людям волю Бога, призывали к покаянию и предрекали будущее. В пророческих книгах Ветхого Завета содержатся удивительные предсказания о приходе в мир Спасителя.
Сегодня мы говорим о пророке Захарии и стихотворении Александра Лаврова «Из пророка Захарии».
Пророк Захария жил в то время, когда евреям было разрешено вернуться на родину из семидесятилетнего вавилонского плена.
Вместе с отцом-священником и соплеменниками юный Захария возвратился в разрушенный Иерусалим. Главная святыня древних евреев — Иерусалимский храм — лежал в руинах, нужно было приниматься за его восстановление. Но для этого требовалось с новой силой возжечь в сердцах людей веру в Иегову — как называли евреи единого Бога.
Захария с юных лет начал своё пророческое служение. Он горячо увещевал соплеменников покаяться в грехах, жить праведно, и с чистым сердцем, сообща взяться за строительство храма — дома Бога.
Пророческое служение во все времена требовало мужества и самоотречения. На этом делает акцент поэт 19 века Александр Лавров в своём стихотворении, посвящённом пророку Захарии.
Пророк! Ты призван Иеговой
К служенью правды на земле!
Так кинь же приговор суровый
Народу, гибнувшему в зле!
Твой век пред Богом не преступен,
Твоя душа всегда чиста,
Ты духом бодр и неподкупен,
Тобою Божие уста
Глаголят Божьему народу;
Вещая милость и невзгоду!
Пророки, наделенные особым даром слышать голос Бога и передавать Его волю своему народу, зачастую говорили вещи для людей нелицеприятные. От лица Господа они обличали и грозили карой, будили совесть и призывали к покаянию.
В стихотворении Александра Лаврова «Из пророка Захарии» чувствуется этот обличительный пафос.
Пророк! Взгляни на свой народ
И виждь смиренною душою —
Своею лживою красою
Его нечестие гнетёт,
И близок он к паденью снова
И грозен гневный Иегова!
Иди ж, пророк, ты в царство лжи
И всем безумцам укажи,
Что кара тяжкая в грядущем
Ниспослана им Всемогущим!
Одно из прозваний Захарии — «Серповидец». В одном из бывших ему откровений пророк видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие грозного, карающего серпа.
Были у него и другие боговдохновенные видения и пророчества.
В одном из церковных песнопений говорится, что пророк Захария «будущая видел Яко сущая», то есть как настоящее.
В книге пророка Захарии содержатся удивительные пророчества о пришествии на землю Мессии и о последних днях земной жизни Спасителя. «...Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»,- предсказал Захария, как Иисус Христос въедет в Иерусалим на молодом осле накануне Пасхи. Есть в его книгах предсказания о том, как Христа предадут за 30 сребреников, о прободении ребра Спасителя и о затмении солнца во время Его крестных страданий.
По внушению Духа Святого, пророк увидел и рассказал о важнейших событиях, которые произойдут спустя шесть столетий после его жизни.
Читая пророческие книги Захарии, можно подумать, что он обличал в неверии не только своих современников, но и тех книжников и фарисеев, которые через шесть веков не признают Спасителя и будут искать смерти для Иисуса Христа.
Людей, которые не верят пророкам, Христос называл «неразумными и медлительными сердцем» — эти слова приведены в Евангелии от Луки.
Книги святого пророка Захарии помогают уверовать сомневающимся.
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».