
Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа возвещали людям волю Бога, призывали к покаянию и предрекали будущее. В пророческих книгах Ветхого Завета содержатся удивительные предсказания о приходе в мир Спасителя.
Сегодня мы говорим о пророке Захарии и стихотворении Александра Лаврова «Из пророка Захарии».
Пророк Захария жил в то время, когда евреям было разрешено вернуться на родину из семидесятилетнего вавилонского плена.
Вместе с отцом-священником и соплеменниками юный Захария возвратился в разрушенный Иерусалим. Главная святыня древних евреев — Иерусалимский храм — лежал в руинах, нужно было приниматься за его восстановление. Но для этого требовалось с новой силой возжечь в сердцах людей веру в Иегову — как называли евреи единого Бога.
Захария с юных лет начал своё пророческое служение. Он горячо увещевал соплеменников покаяться в грехах, жить праведно, и с чистым сердцем, сообща взяться за строительство храма — дома Бога.
Пророческое служение во все времена требовало мужества и самоотречения. На этом делает акцент поэт 19 века Александр Лавров в своём стихотворении, посвящённом пророку Захарии.
Пророк! Ты призван Иеговой
К служенью правды на земле!
Так кинь же приговор суровый
Народу, гибнувшему в зле!
Твой век пред Богом не преступен,
Твоя душа всегда чиста,
Ты духом бодр и неподкупен,
Тобою Божие уста
Глаголят Божьему народу;
Вещая милость и невзгоду!
Пророки, наделенные особым даром слышать голос Бога и передавать Его волю своему народу, зачастую говорили вещи для людей нелицеприятные. От лица Господа они обличали и грозили карой, будили совесть и призывали к покаянию.
В стихотворении Александра Лаврова «Из пророка Захарии» чувствуется этот обличительный пафос.
Пророк! Взгляни на свой народ
И виждь смиренною душою —
Своею лживою красою
Его нечестие гнетёт,
И близок он к паденью снова
И грозен гневный Иегова!
Иди ж, пророк, ты в царство лжи
И всем безумцам укажи,
Что кара тяжкая в грядущем
Ниспослана им Всемогущим!
Одно из прозваний Захарии — «Серповидец». В одном из бывших ему откровений пророк видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие грозного, карающего серпа.
Были у него и другие боговдохновенные видения и пророчества.
В одном из церковных песнопений говорится, что пророк Захария «будущая видел Яко сущая», то есть как настоящее.
В книге пророка Захарии содержатся удивительные пророчества о пришествии на землю Мессии и о последних днях земной жизни Спасителя. «...Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»,- предсказал Захария, как Иисус Христос въедет в Иерусалим на молодом осле накануне Пасхи. Есть в его книгах предсказания о том, как Христа предадут за 30 сребреников, о прободении ребра Спасителя и о затмении солнца во время Его крестных страданий.
По внушению Духа Святого, пророк увидел и рассказал о важнейших событиях, которые произойдут спустя шесть столетий после его жизни.
Читая пророческие книги Захарии, можно подумать, что он обличал в неверии не только своих современников, но и тех книжников и фарисеев, которые через шесть веков не признают Спасителя и будут искать смерти для Иисуса Христа.
Людей, которые не верят пророкам, Христос называл «неразумными и медлительными сердцем» — эти слова приведены в Евангелии от Луки.
Книги святого пророка Захарии помогают уверовать сомневающимся.
24 июня. О страшных днях начала Великой Отечественной войны

22 июня, в праздник Всех святых, в земле Русской просиявших, и в 84-ю годовщину начала Великой Отечественной войны, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм священномученика Власия Севастийского, в Старой Конюшенной Слободе в Москве.
По окончании Божественной литургии в новоосвященном храме Святейший Патриарх говорил о страшных днях начала Великой Отечественной войны и нашей победе.
Начались эти первые дни страшной войны. Просто каток прокатился по европейской части России. Дошли до Питера, тогдашнего Ленинграда, дошли до Москвы и вышли к берегам Волги. Ну и что? Победили-то мы.
И вот если эту победу только относить за счёт способности полководцев, которые, несомненно, внесли огромный вклад в победу, если это относить только за счёт мужества народа, хотя мужество сыграло огромную роль в победе, но если упустить из этого анализа непостижимое: нашу победу над многократно превосходящим нас противником, то всёэто выглядело как Божье чудо. Господь с нами. И с нами Он не потому, что мы такие благочестивые, такие мудрые, такие просвещённые, но потому, что за нами великий сонм святых людей, в земле нашей просиявших, великий сонм мучеников, исповедников, которые кровью своей запечатлели верность Господу и Церкви. А разве эта жертва могла пройти мимо очей Божьих?
Вот ответ на всё на это — и победы, и изменения просто чудесные, изменения всего строя жизни нашего народа и нашей страны. Вот говорю о том и говорю так, чтобы никто не забывал прошлого, чтобы у каждого из нас хватало сил благодарить Господа за настоящее, чтобы в какой-то трудный момент нашей личной жизни или сомнений в том, что что-то так или не так происходит в стране, взирая на этот исторический опыт, сказать: «Слава Тебе, Господи, за всё!» И этими словами не только благодарить Бога за настоящее, но благодарить Его за весь тот тяжелейший исторический путь, который прошла наша страна и наша Церковь.
Ну а мы, люди XXI века, родившиеся в благополучное время, живущие пока, надеюсь, в благополучное время, посещающие храмы, мы должны молиться за себя и за наше предшествующее поколение, за наш благочестивый народ, который, несмотря ни на что, сохранился как православный народ, и Церковь, наша мученица-исповедница, сохранилась и сохраняет способность осуществлять свою спасительную миссию среди наших людей.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О личности Патриарха Филарета

Сегодня 24 июня. В этот день в 1619 году митрополит Филарет, долгое время находившийся в польском плену, возведён в Патриархи Всея Руси.
О личности Патриарха Филарета — протоиерей Михаил Самохин.
В 21 февраля 1613 года, в Неделю православия, был избран на царство Михаил Фёдорович, первый царь из династии Романовых, сын митрополита Филарета.2 мая он торжественно вошёл в Москву и вступил на царский престол.
Одной из главных забот царя Михаила Фёдоровича с самого избрания его было освобождение из плена своего отца, митрополита Филарета. Только через два года переговоры действительно начались, но не привели к желанной цели, и ещё через три года, к концу 1618 года, они закончились заключением перемирия. Обмен пленными последовал только 1 июня 1619 года. Таким образом, митрополит Филарет пробыл в плену 8 лет, полтора месяца и два дня. Этот плен чрезвычайно возвысил его в глазах всех сынов России. На него смотрели как на мученика, пострадавшего за Отечество и Православие.
14 июня 1619 года Москва встречала митрополита Филарета. Столица торжествовала, а уже через 10 дней совершилось поставление митрополита Филарета в Патриарха Московского и всея Руси. Торжественное поставление совершили в Успенском соборе Московского Кремля иерусалимский Патриарх Феофан и русские иерархи.
Как отец юного царя и человек государственного ума и опыта, он пользовался большим авторитетом и влиянием. С его именем связаны государственные и дворцовые события, происходившие в Москве с 1619 по 1633 год. Он был истинным представителем окрепшей, его трудами, государственной власти и устроителем государственного порядка. По инициативе Патриарха Филарета была проведена перепись населения. Он в делах церковных всячески поддерживал чистоту православия и продолжил исправление церковных книг.
После тяжелых лет смуты Русское государство и Церковь оправились и смогли продолжить самостоятельное существование. Роль личности святителя Филарета в сохранении нашего Отечества в сложный момент трудно переоценить.
Святителю отче Филарете, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 июня. О мире

В 10-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».
О мире — протоиерей Василий Гелеван.
Мир — это состояние души, это состояние общения человека с Творцом. Мирное, покойное состояние — это такое состояние, к которому призывает Церковь с самых первых минут литургии, когда священник-диакон возглашает «миром Господу помолимся», то есть в состоянии покоя и мира с ближним.
А вот ещё на литургии мы слышим «станем добре», «станем со страхом», «вонмем». Святое возношение «в мире приносите». «Мир Мой даю вам», — говорит Господь. «Мир желаю вам». Нужно быть в состоянии покоя и мира по отношению к ближним. «Мир всем», — говорит священник-епископ, когда благословляет народ. «Мир всем» — вслед за приветствием, которое Господь обратил к Фоме и ко всем апостолам.
Это совсем не значит, что мы никогда не будем воевать, потому что, к сожалению, мир возле лежит, и мир поглощён грехом. А задача христианина — быть солью земли и своим мирным состоянием растворять вокруг себя все конфликты своей молитвой, своим умиротворением и своим внутренним духовным миром.
Все выпуски программы Актуальная тема