
Пророками называют святых, которые по внушению Святого Духа возвещали людям волю Бога, призывали к покаянию и предрекали будущее. В пророческих книгах Ветхого Завета содержатся удивительные предсказания о приходе в мир Спасителя.
Сегодня мы говорим о пророке Захарии и стихотворении Александра Лаврова «Из пророка Захарии».
Пророк Захария жил в то время, когда евреям было разрешено вернуться на родину из семидесятилетнего вавилонского плена.
Вместе с отцом-священником и соплеменниками юный Захария возвратился в разрушенный Иерусалим. Главная святыня древних евреев — Иерусалимский храм — лежал в руинах, нужно было приниматься за его восстановление. Но для этого требовалось с новой силой возжечь в сердцах людей веру в Иегову — как называли евреи единого Бога.
Захария с юных лет начал своё пророческое служение. Он горячо увещевал соплеменников покаяться в грехах, жить праведно, и с чистым сердцем, сообща взяться за строительство храма — дома Бога.
Пророческое служение во все времена требовало мужества и самоотречения. На этом делает акцент поэт 19 века Александр Лавров в своём стихотворении, посвящённом пророку Захарии.
Пророк! Ты призван Иеговой
К служенью правды на земле!
Так кинь же приговор суровый
Народу, гибнувшему в зле!
Твой век пред Богом не преступен,
Твоя душа всегда чиста,
Ты духом бодр и неподкупен,
Тобою Божие уста
Глаголят Божьему народу;
Вещая милость и невзгоду!
Пророки, наделенные особым даром слышать голос Бога и передавать Его волю своему народу, зачастую говорили вещи для людей нелицеприятные. От лица Господа они обличали и грозили карой, будили совесть и призывали к покаянию.
В стихотворении Александра Лаврова «Из пророка Захарии» чувствуется этот обличительный пафос.
Пророк! Взгляни на свой народ
И виждь смиренною душою —
Своею лживою красою
Его нечестие гнетёт,
И близок он к паденью снова
И грозен гневный Иегова!
Иди ж, пророк, ты в царство лжи
И всем безумцам укажи,
Что кара тяжкая в грядущем
Ниспослана им Всемогущим!
Одно из прозваний Захарии — «Серповидец». В одном из бывших ему откровений пророк видел летящий по воздуху свиток, изогнувшийся наподобие грозного, карающего серпа.
Были у него и другие боговдохновенные видения и пророчества.
В одном из церковных песнопений говорится, что пророк Захария «будущая видел Яко сущая», то есть как настоящее.
В книге пророка Захарии содержатся удивительные пророчества о пришествии на землю Мессии и о последних днях земной жизни Спасителя. «...Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»,- предсказал Захария, как Иисус Христос въедет в Иерусалим на молодом осле накануне Пасхи. Есть в его книгах предсказания о том, как Христа предадут за 30 сребреников, о прободении ребра Спасителя и о затмении солнца во время Его крестных страданий.
По внушению Духа Святого, пророк увидел и рассказал о важнейших событиях, которые произойдут спустя шесть столетий после его жизни.
Читая пророческие книги Захарии, можно подумать, что он обличал в неверии не только своих современников, но и тех книжников и фарисеев, которые через шесть веков не признают Спасителя и будут искать смерти для Иисуса Христа.
Людей, которые не верят пророкам, Христос называл «неразумными и медлительными сердцем» — эти слова приведены в Евангелии от Луки.
Книги святого пророка Захарии помогают уверовать сомневающимся.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема