Великий мыслитель Сократ, отличался тем, что задавал вопросы о вещах, которые все остальные считали само собой разумеющимися - например, "что есть справедливость?" или "что есть красота?".
Сократ, например, мог обратиться к афинскому политику и спросить — знает ли он, что такое справедливость? Конечно! - отвечал политик — я всей душой за справедливость! А что такое справедливость? - не отставал Сократ, и ставил собеседника в тупик.
Некоторые из этих вопросов сильно раздражали сограждан - и Сократ оказался перед судом. Его защитительная речь дошла до нас; а в ней - знаменитые слова "Неиследованная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой". Эти слова стали девизом всей европейской философии. Что же такое "неисследованная жизнь"? Это жизнь, проходящая как бы в спячке, когда человек просто не задумывается о "больших вопросах" - как их, тысячелетия спустя, обозначил немецкий философ Иммануил Кант, "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?".
Можно жить повседневными радостями и огорчениями, мелкими конфликтами и страстями, как будто под наркозом перемещаясь от рождения к старости и смерти.
Когда мы хотим забыть о больших вопросах, нам помогает и повседневная рутина, и мощная индустрия развлечений. Иногда мы говорим, что у нас достаточно практических забот, и нам некогда философствовать. Мы просто даем течению уносить себя, совершенно не думая о том, куда оно нас несет. Но ведь каждый из нас достигнет момента, когда ему придется оглянуться на свою жизнь и подумать — на что я ее потратил? А на что я должен был ее потратить? Для чего мне были даны все эти годы?
Можно постараться проснуться не когда-нибудь потом, когда может быть поздно, а уже сейчас, проснуться и задуматься - что я здесь делаю? Для чего мне дана жизнь? Есть ли у меня надежда на что-то большее? Есть ли истина, которую должен искать, найти, возрадоваться ей, покорить ей мою жизнь? Есть ли надежда, которую я должен обрести?
Это трагедия, когда человек посвящает свою жизнь ложным целям. Менее заметно — но не менее трагично — когда он живет без цели вообще. Есть известное полушутливое высказывание — если Вы не знаете, куда Вы направляетесь, Вы туда и не попадете. Если у Вас нет цели в жизни — Вы ее и не достигнете. И вот библейское Откровение говорит о том, что у нашей жизни есть цель. Мы призваны к вечной радости. Мы должны обрести величие, красоту, совершенство и счастье, которое мы здесь на земле не в состоянии себе представить. Одним словом, мы призваны обрести святость.
Это нелегкий путь, но люди, подобные нам, уже прошли его — не сами, конечно, с помощью Божией на каждом шаге, можем пройти и мы, если захотим. Любой путь начинается с первого шага — и мы можем его сделать. Пробудиться. Стряхнуть с себя сонное оцепенение, в котором мы пребываем большую часть жизни. Обратиться к Богу с самым важным вопросом: «Что повелишь мне делать, Господи?»
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема