Труд прозаика Александра Шарова «Волшебники приходят к людям», с гениальными рисунками Ники Гольц, — вышел в свет, когда я только-только пошёл в школу, — то есть в самые что ни на есть советские, «застойные» годы.
Помню, как я читал — даже не всё понимая — с упоением. Прошло чуть менее полувека. И вдруг книга снова вышла — в новом времени, в новом веке — с теми же картинками. И как сказано в детской песне о ёлке — «...и вот она, нарядная, на праздник к нам пришла». И опять принесла много-много радости — во всех своих семнадцати главах: о Пушкине и Ершове, об Одоевском и Перро, об Экзюпери, Андерсене и Сервантесе. О педагоге и сказочнике Януше Корчаке, наконец.
...Она совсем не устарела, если не считать нескольких авторских отступлений, вроде пассажа о вступлении в октябрята (мой младший сын этого уже не понимает).
Но её главный посыл — влюбить читателя в сказку и сказочников — у Александра Шарова всё так же свеж и горяч. Вот, как в главе о Сергее Аксакове, о его едва ли не главной книге — «Детские годы Багрова-внука». Когда-то мы читали её вместе с моей бабушкой.
Откроем у Шарова главу об Аксакове. Читает Владимир Спектор:
«...Вспомните, как второклассника принимают в октябрята. Его просят рассказать о себе. Мальчик говорит, кем работают отец и мать, сообщает, когда он родился, и смущённо замолкает: „Вот и всё“. Учительница и ребята улыбаются, понимая, что больше рассказывать не о чем. Какие „события“ в жизни восьмилетнего человека?!
Но перечитайте „Детские годы Багрова-внука“. Когда читаешь эту книгу, и собственное твоё детство непременно всплывает из прежде тебе самому неведомых тайников памяти — всплывает, оживает... Перечитайте эту мудрую повесть, подумайте, и вы поймёте, что одно событие, и, может быть, важнейшее во всей жизни, — за плечами восьмилетнего ребёнка: он стал человеком. Что может быть значительнее? Как становятся человеком? Об этом и рассказывает книга Аксакова...»
Отрывок из книги прозаика Александра Шарова нам читал Владимир Спектор.
Именно у Шарова, которого не стало в 1984-м, человека, как я понимаю, совсем не религиозного, я впервые прочитал о том единственном народе, которому иной писатель, остро переживающий исторические трудности своего времени — может принести счастье. О Народе Детей. Конечно, тогда я и знать не знал о словах Спасителя «будьте как дети». Но вот — через книжку советского писателя Александра Шарова — они каким-то таинственным образом коснулись моей души.
Спасибо за переиздание этого раритета. На прощание Владимир Сектор прочитает из главы о Ершове, создателе «Конька-Горбунка» (и, добавлю от себя, — авторе христианской поэзии, которую мы слушаем в программе «Рифмы жизни»):
«...Не находя выхода своим силам в творчестве, Ершов всё полнее, головой и сердцем, уходит в учительскую работу... Когда говорят: человек с сердцем юноши, — это всем понятно и кажется прекрасным. Редко, непривычно, но, может быть, ещё более удивительно, когда появляется человек с детским сердцем — время рано перестаёт быть властным над ним. Таким был Пётр Ершов. Нельзя измерить, сколько радости и мудрости приносит в мир учитель, если это учитель „милостью Божьей“, как говорили в старину. Не всегда увидишь следы учителя на земле, и зёрна, посеянные им в душах, незримы. Но они непременно прорастут, пусть даже не в этом, а в следующих поколениях».
Из книги Александра Шарова «Волшебники приходят к людям», его большого труда о сказке и сказочниках — нам читал Владимир Спектор.
30 апреля. О смысле притчи о талантах
Сегодня 30 апреля. Великий вторник.
О смысле притчи о талантах, воспоминаемой за богослужением в этот день, — священник Николай Дубинин.
Неожиданный опыт. Наталья Сазонова
В храм я стала ходить уже подростком. И своего опыта детской веры я не получила. Наверное, поэтому, когда стала мамой, очень переживала, что могла только представлять, как чувствуют Бога мои маленькие дети. На что опираться, рассказывая им о Нём? Решила, что самое понятное — это сравнение Бога с родителем. Читала об этом в духовной литературе.
Я видела безусловное детское доверие к нам и старалась воспитать их в таком же доверии к Богу. Дети обо всём рассказывали нам, и мы приучали их так же делиться своими новостями, своими чувствами с Богом в молитве.
Наверное, в этом и состоит детская вера, думала я тогда. Но однажды она открылась для меня совсем с иной стороны.
Мы всей семьёй поехали в отпуск на Кавказ. Сняли там жилье. Днем — походы, горы, реки, бурные эмоции. А вечером надо детей как-то угомонить, уложить спать. Муж предложил: «Давайте-ка, мальчишки, быстренько укладываться, а мама нам почитает».
В хозяйском книжном шкафу нашли «Кавказского пленника» Толстого. Мне подумалось: младшему не по возрасту. Ему только шесть, поймёт ли. Ну, уж раз мы сейчас на Кавказе, то «Кавказский пленник», как раз в тему!
Начала читать. Дети притихли. Слушали внимательно. Прочла о неудавшемся побеге Жилина и Костылина. Вдруг — голос младшего, Коли. Он расстроен и разочарован.
— Мама, ну, что же они? Ну, разве не знали, что надо было сделать?
— А, что надо было сделать, Коль? — удивилась я.
— Ну, как же! Надо было помолиться сначала Богу, а потом уже бежать! Тогда бы всё у них получилось!
Я даже не нашлась сразу, что ответить.
Только: «Коль, ты слушай дальше, что будет».
Когда же Коля услышал, что побег Жилина удался, то был очень доволен концовкой.
— Ну, вот, видишь, мама! В этот раз Жилин помолился и всё получилось! Я так переживал за него! Я когда переживаю за кого-то, всегда за него молюсь!
И тут я поняла; детская вера моего сына, с её безусловным доверием Богу, может быть и осознанным поступком любви!
Он переживает за родителей, за окружающих, пусть даже книжных героев, он не может не откликнуться на беду и совсем по-взрослому решает для себя, как помочь.
Молитва воспринимается им как собственная ответственность за других! Ответственность, которую рождает любовь.
Вот так мой сын, поделился со мной опытом детской веры, о котором я даже не могла подумать. Поделился опытом действенной любви, как ответственности перед Богом за ближних! Научи, Господи, и меня такой вере!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение