
— Специалисты по уборке. С чистой квартирой вы обретёте счастье и обязательно найдёте то, что для вас важно.
— Клининговая компания. Эврика! Я заплачу, и они всё сделают!
Такая мысль пришла однажды в голову девушке по имени Каори — героине японского телевизионного фильма с необычным названием «Жизнь — волнующее волшебство уборки», фрагмент из которого только что прозвучал. В 2013 году его снял режиссёр Тоя Сато. Автором сценария стала Мари Кондо — автор популярной во всём мире концепции домашней уборки. Создатели фильма планировали представить своеобразное телепособие по обустройству жизненного пространства. И подошли к этому настолько творчески, что в итоге получился увлекательный, поучительный, назидательный и добрый фильм о том, как очистить от ненужного хлама не только дом, но и душу.
Главная героиня ленты, Каори, живёт в квартире, где царит самый настоящий бардак. И он во всех смыслах мешает девушке жить. Мало того, что ей самой ступить негде от разбросанных повсюду вещей, так ещё и в гости нельзя никого пригласить. Больше всего Каори боится, что знакомые увидят её беспорядок. Но сама она слишком неорганизованна, чтобы убрать квартиру. Вот почему Каори так обрадовалась, когда случайно нашла рекламный проспект компании, предоставляющей услуги по уборке. Она позвонила туда, и вскоре на пороге её квартиры появилась молодая женщина в белоснежном костюме и с таким же белым зонтом. Норитэ Макико — так представилась женщина — заявила, что не станет убираться в квартире, потому что Каори непременно должна сделать это своими руками. А Норитэ подскажет, как сделать, чтобы уборка из рутины превратилась в процесс, приводящий в порядок мысли, исцеляющий, возрождающий к новой жизни.
Неудивительно, что поначалу методы Норитэ Макико показались Каори странными и непонятными. Не раз ей хотелось всё бросить. Но когда уборка была окончена, девушка вдруг поняла: чудесным образом изменилась не только её квартира, но и она сама. И Каори неожиданно находит в себе силы и мужество сделать то, на что раньше никак не решалась: например, бросить работу, где ей приходилось привлекать покупателей с помощью обмана. И не просто уйти, а честно объяснить причину своего ухода.
— Менеджер! Я...
— Что?
— Я считаю... я думаю, это неправильно. Неправильно скрывать правду и обманывать людей.
Любопытно, что в японском фильме мы не видим традиционного колорита. Действие происходит в большом городе, каких много в любой стране мира. И несмотря на то, что в основе телефильма Тоя Сато «Жизнь — волнующее волшебство уборки» лежат вполне конкретные практические рекомендации, очень быстро становится понятно, что в свою картину режиссёр вложил намного более глубокий смысл. За бытовыми советами отчётливо просматривается глубокая притча, говорящая о том, что каждый человек способен измениться, очистить жизнь от всего, что мешает ему быть добрее, честнее, открытее, милосерднее. Убрать из души скопившийся мусор обид, злобы, зависти. Нужно только захотеть это сделать.
Как изменилась ещё одна героиня фильма — пожилая женщина по имени Харуэ Фудзисима. Пятнадцать лет она провела в обиде на сына, которого сама же выгнала из дому, и страдала от разлуки с ним. Норитэ Макико, теперь уже вместе с Каори, помогли ей избавиться от ненужного хлама и груза обид. Мы видим, как лицо Харуэ светлеет, когда в одном из эпизодов фильма она чувствует, что готова простить сына и попросить у него прощения.
— Может, мне стоит повидаться с сыном?
— Что?
— Я слишком долго упрямилась.
— Замечательная идея!
Замечательной кажется и сама идея фильма «Жизнь — волнующее волшебство уборки». Помогай другим, будь благодарным, впусти доброту и свет в собственную жизнь. Картина, в которой есть и мудрость, и хороший юмор, дарит умиротворяющее и позитивное настроение. А хочется навести порядок — и в собственном доме, и в своей душе.
Псалом 105. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.
2 Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его?
3 Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!
4 Вспомни о мне, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим,
5 дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим.
6 Согрешили мы с отцами нашими, совершили беззаконие, соделали неправду.
7 Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря.
8 Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое.
9 Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше;
10 и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага.
11 Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось.
12 И поверили они словам Его, [и] воспели хвалу Ему.
13 Но скоро забыли дела Его, не дождались Его изволения;
14 увлеклись похотением в пустыне, и искусили Бога в необитаемой.
15 И Он исполнил прошение их, но послал язву на души их.
16 И позавидовали в стане Моисею и Аарону, святому Господню.
17 Разверзлась земля, и поглотила Дафана и покрыла скопище Авирона.
18 И возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил нечестивых.
19 Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану;
20 и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву.
21 Забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое в Египте,
22 дивное в земле Хамовой, страшное у Чермного моря.
23 И хотел истребить их, если бы Моисей, избранный Его, не стал пред Ним в расселине, чтобы отвратить ярость Его, да не погубит [их].
24 И презрели они землю желанную, не верили слову Его;
25 и роптали в шатрах своих, не слушались гласа Господня.
26 И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне,
27 низложить племя их в народах и рассеять их по землям.
28 Они прилепились к Ваалфегору и ели жертвы бездушным,
29 и раздражали Бога делами своими, и вторглась к ним язва.
30 И восстал Финеес и произвел суд,- и остановилась язва.
31 И это вменено ему в праведность в роды и роды во веки.
32 И прогневали Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них,
33 ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
34 Не истребили народов, о которых сказал им Господь,
35 но смешались с язычниками и научились делам их;
36 служили истуканам их, которые были для них сетью,
37 и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам;
38 проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским,- и осквернилась земля кровью;
39 оскверняли себя делами своими, блудодействовали поступками своими.
40 И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим
41 и предал их в руки язычников, и ненавидящие их стали обладать ими.
42 Враги их утесняли их, и они смирялись под рукою их.
43 Много раз Он избавлял их; они же раздражали [Его] упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое.
44 Но Он призирал на скорбь их, когда слышал вопль их,
45 и вспоминал завет Свой с ними и раскаивался по множеству милости Своей;
46 и возбуждал к ним сострадание во всех, пленявших их.
47 Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов, дабы славить святое имя Твое, хвалиться Твоею славою.
48 Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуия!
4 сентября. О хуле на Святого Духа

В 3-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
О хуле на Святого Духа — священник Родион Петриков.
Часто этот грех, грех хулы, понимают как какую-то особую кощунственную фразу. Однако суть не в словах, а в глубине, в состоянии сердца человека.
Представьте себе тяжело больного, который отталкивает врача, который несёт ему лекарство. Его гибель не в наказании от врача, а в его собственном выборе.
Так и здесь хула — это не внезапная ошибка, а сознательное, упорное и окончательное отвержение Бога, Который есть любовь и спасение. Это состояние, когда человек зло называет добром, а добро называет злом. И настойчиво отказывается от прощения, которое Бог ему непрестанно предлагает.
Ключ в том, что этот грех — не поступок, а именно состояние. Ведь тот, кто боится, что совершил какой-то кощунственный поступок, уже не находится в этом состоянии, потому что его сердце кается, растревоженное голосом совести.
Так что эти слова Христа Спасителя — это прежде всего серьёзное предостережение о страшных последствиях нашего свободного выбора, который Бог у нас не отнимает. И конечно, одновременно это величайшее утешение, потому что дверь к прощению открыта для всех, кто хоть как-то готов её увидеть.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 сентября. Об отношении Преподобного Исаакия Оптинского к братии монастыря

Сегодня 4 сентября. День памяти Преподобного Исаакия Оптинского, отошедшего ко Господу в 1894 году.
О его отношении к братии монастыря — игумен Назарий (Рыпин).
Преподобный Исаакий был очень мудрым настоятелем. Его отличало, что он был очень ровен со всей братией, то есть никого не выделял. Именно поэтому преподобный Исаакий никогда не наказывал за личные оскорбления кого-либо из братьев, стараясь разуметь обидчика. Он проявлял терпение и снисхождение к недостаткам других, помня, что все мы немощны и несовершенны.
И также в наставлениях преподобный Исаакий подчёркивал важность терпения в духовной жизни и непрестанные молитвы как средства для преодоления трудностей и обретения благодати. Однажды одному монаху, пытавшемуся уклониться от послушания, он сказал очень простые слова: «Если не хочешь, то уже как сам знаешь». Эти слова, сказанные с любовью и пониманием, произвели на монаха такое впечатление, что он сразу же раскаялся и принял послушание. То есть он предоставил монаха своей воле, которой тот, имея духовный разум, всё-таки испугался.
Если игумен уже говорит: «Делай, как хочешь», то это, собственно, очень страшные слова для насельника монастыря. И он понимает, что «как хочешь» — это он уже не в руках Божьих, не в пределах послушания Богу через игумена, но предоставлен уже не только своей воле, но и зачастую тирании дьявола в том числе.
Поэтому очень важно в монастыре отсекать свою волю, всё-таки делать по послушанию то, что тебе говорят, тем самым покоряя свою человеческую волю не воле игумена только лишь, а через игумена покоряя свою волю воле Господней.
Все выпуски программы Актуальная тема