
Деян., 2 зач., I, 12-17, 21-26.
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути.
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова.
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его.
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 16 (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; 17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; 24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал 25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место.
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Перед нами — интереснейшее повествование об избрании нового апостола при помощи жребия. С точки зрения современного менеджмента — полное безрассудство: как можно жребием решать кадровые вопросы? Представьте себе, что было бы, если жребием выбирали — сначала местных депутатов — из числа вообще всех жителей — потом — опять-таки — жребием — депутатов государственной думы — и всех остальных государственных деятелей! Даже представить такое — невозможно!
Но в ситуации с апостолами мы видим, что у них не было даже малейшей тени сомнения, что с ними — реально присутствует Воскресший Христос, и то, что происходит в данный момент — происходит не по воле слепого случая, а с прямым участием Святого Духа. Они понимали, что Бог не менее их самих заинтересован избрать апостолом человека достойного, способного понести труды проповеди Евангелия в очень непростых условиях. И поэтому они, словно счастливые дети, разворачивают свою проблему к Небесному Отцу — и Ему предлагают Самому определить, кто займёт место отпавшего Иуды.
В истории Русской Церкви тоже был эпизод, связанный с жребием: когда на Поместном Соборе 1917 года избирался Святейший Патриарх — после более чем двухсотлетнего перерыва. Тогда тоже был использован метод жребия — когда старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий вынул из ковчежца с именами трёх кандидатов на патриаршество имя Тихона, митрополита Московского и Коломенского — среди остальных кандидатов самого простого и доброго. Тогда, в 17-м году, никто и не мог предположить, в какое лютое время будет руководить Церковью новоизбранный патриарх. И никто не знал, что в эти лихие годы от предстоятеля прежде всего понадобится не академическая учёность, не строгий консерватизм или, напротив, прогрессивный либерализм — а спокойствие духа в любых напастях, и очень много искренней человеческой доброты и сопереживания.
То, что Церковь и в новейшее время иногда, в исключительных случаях, использует жребий при решении важнейших вопросов — свидетельство того, что за минувшие две тысячи лет никуда не исчез из неё Тот же Самый Дух Святой, который явным образом действовал во времена апостолов! И это — прекрасно! Но, в то же самое время, я бы предостерёг злоупотреблять жребием для решения тех вопросов, в которых и нашей человеческой рассудительности может быть вполне достаточно!
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема