Деян., 1 зач., I, 1-8.
1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 5ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Книга Деяний апостолов начинает читаться на богослужении с дня Святой Пасхи. Эта книга — о том, как свет Христова Воскресения начинает своё движение. Неспроста Пасхальное богослужение совершается ночью: ведь рассвет настаёт не когда солнце уже вышло из-за горизонта, а когда всепоглощающий мрак тьмы начинает отступать перед грядущим днём. И всё повествование книги Деяний — о том, как начав с тоненькой полоски на горизонте, Свет Воскресения проникает всё дальше и дальше.
В литературе и кинематографе тема бессмертия героев — одна из популярных. И в то же самое время — одна из самых неоднозначных. Казалось бы, в чём проблема? Если смерть побеждена — без разницы, каким способом — развитием ли научных технологий, магическим способом или каким-то иным — живи себе да живи! Но нет: в какой-то момент читатель или зритель понимает — само по себе бессмертие — это ещё не решение: главный вопрос, что будет собой представлять та самая жизнь, у которой конца уже нет. Ведь она может быть и такой, что… лучше бы её и не было!
Воскресение Христа, в отличие от художественного вымысла, принципиально иное. Он не просто «перестал умирать» — но Своей смертью «попрал смерть». Что это значит? Дело в том, что смерть — это не только момент прекращения физиологической деятельности того или иного организма. Это ещё и определённая тенденция, направление — от жизни. Человек, который спускался в скафандре на глубину и слишком увлёкся, что запутал подводящие воздух шланги — уже движется путём смерти. При недостатке воздуха из-за пережатых шлангов его жизнь — будет одной мукой. А для человеческой души «воздух» — это Бог. Именно с таким расчётом и был «сконструирован» человек. Образно говоря, грехопадением были «пережаты шланги», по которым человек питался Божественными энергиями — без которых жизнь — сплошная одышка. И всё человечество жило тысячелетиями в состоянии постоянной гипоксии, нехватки кислорода — думая, что иначе и не быть не может.
Христос спускается в ад — и Сам становится новым каналом, по которому жизнь снова возвращается к человечеству. Воскресший Христос — это такой же, как и мы, полноценный человек — но только в Нём нет привычного нам «удушья» — греха! Он — единственный из всего человечества, Кто «дышит полной грудью» — но Он ещё и каждому из нас даёт возможность «подключиться» к Его бесперебойной системе жизнеобеспечения! А «подключаемся» мы прежде всего верой — разрешая Христу вместо нашей, привычной маски — образа жизни — надеть на нас Его, Христову — жизнь по Евангелию! И когда мы соглашаемся — для каждого из нас открывается Его, Христов, доступ к общению с Богом Отцом — только в общении с которым наша жизнь и может стать полноценной и бессмертной!
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.