
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Сегодняшний день один из самых значимых в богослужебном году. Христос распят и лежит во гробе. Однако, чтение, которое мы сегодня услышали не о Нем, но о нас. Точнее о том, как нам войти в Его подвиг, чтобы наконец во всей полноте стать Его учениками. На протяжении Евангельской истории за Христом ходило большое количество людей, но учениками стали далеко не все. Каждый в свое время оказывался перед выбором и решал идет ли он дальше, или этот Иисус из Назарета слишком много требует. После окончания собственно Евангельской истории ученики Христа продолжили проповедь, которая ведется уже без малого две тысячи лет. Человек может долго присматриваться к Христианству, может быть сочувствующим, принимать христианскую культуру и этику, но для того, чтобы стать учеником, он должен сделать окончательный выбор, принять крещение, то есть умереть для прошлой жизни и воскреснуть для новой.
Великая Суббота, которая веками ассоциируется у нас с молчанием гроба Христова, в древности воспринималась не как день скорби, но как день победы. День в который оглашенные, прошедшие долгий путь веры и духовного труда, входили в Церковь. В наши дни люди воспринимают крещение как часть традиции. Крестятся ради того, чтобы подтвердить национальную или религиозную идентичность. Просят совершить таинство отдельно от всех, чтобы лишние люди не видели. На фоне сегодняшнего чтения и всей древней традиции подобный подход выглядит просто кощунственным и нелепым. Никогда нельзя забывать, что Христос пришел, умер и воскрес для того, чтобы люди, разделенные этническими, культурными, семейными и любыми другими преградами могли соединиться через Него друг с другом и с Богом. Именно поэтому крещение в древности было делом всей Церкви, оно открывало человеку пространство новой жизни в общине учеников, а не воздвигало все новые и новые преграды. Казалось бы, все наше внимание сегодня сконцентрировано на Христе, но чтения, которые Церковь избирает несколько корректируют эту перспективу. Евангелие, действительно говорит о воскресении Христа, и мы служим в белых облачениях. Но апостол говорит обращает внимание на путь, который Христово воскресение открывает перед каждым из нас и белые облачения соотносятся со светлыми ризами новокрещеных. В сегодняшнее трудное время Господь побуждает нас к тому, чтобы и мы задумались над своей христианской жизнью, над тем какова судьба наших крещальных обетов, над тем, что стало с нашими белыми одеждами...
Читая текст апостола надо помнить, что слово крещение по-гречески означает погружение и в данном случае явно соотносит воды крещальной купели с гробом Христа. Дойдя в своем послушании Отцу до креста и смерти, Спаситель уничтожает на нем наше непослушание и грех, как искажение и болезнь, которые наполняют нашу жизнь. Следуя за Ним во время оглашения, побеждая в себе суету мира ежедневным подвигом веры и нравственной жизни, ученики приходили к крещальной купели и внутренне духовно умирали. Они окончательно избирали жизнь с Христом, почитая себя мертвыми для греха и живыми для Бога.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов