Адрес: ул. Б.Якиманка, 32, стр.2
Церковь Марона Пустынника на бабьем городке в Старых Панех впервые упоминается в документах 1642 года.
Название же местности, где построен храм, появилось будто бы в конце XIV века. И связано с такой легендой. При нашествии хана Тохтамыша несколько сот женщин хотели укрыться от врага за стенами Кремля. Но Кремль был переполнен, поэтому женщины сделали небольшое деревянное укрепление на другом берегу Москвы-реки. И по одной версии – держали там осаду, а по другой – враги просто не нашли это укрепление. Как бы там ни было, женщины остались живы, а ту местность, где стояла бабья крепость, назвали «Бабий городок».
Второе же уточнение – в Старых Панех – связано с тем, что у бабьего городка после Смутного времени поселились слободой пленные поляки. Таким образом появилась Панская слобода, прозванная еще «Старыми панами». Поляки подчинялись русским законам, многие из них приняли Православие. Вот и была в слободе построена приходская деревянная церковь в честь Благовещения.
Приход ее, однако, был мал и беден, отчего храм ветшал.
К тому времени в храме Благовещения уже был чтимый образ преподобного Марона, к которому шли за исцелениями, ибо святой еще при жизни исцелял лихорадку, горячку, простуды с высокой температурой. Ветхое и маленькое здание не вмещало всех желающих, поэтому в 1731—1747 гг. возвели каменный Храм с колокольней. Главный храм освятили в честь Благовещения, теплый придел – во имя святого Марона, но храм был известен в Москве именно по приделу.
Храм сильно пострадал от грабежей в 1812 году, так что даже был закрыт. Однако помогли купцы Лепешкины, члены семьи которых не оставляли храм своими заботами и были его старостами до 1902 года.
В храме был один из лучших в Москве подбор колоколов. Звонил здесь известный московский звонарь Константин Сараджев. Причем звонил так, что слушать его звон приходили самые известные музыканты и композиторы.
Известность храму принесло и еще одно обстоятельство: при нем в 1885 году открыли первую в Москве церковно-приходскую школу.
Когда в 1904 году началась русско-японская война, в школе стали шить белье для раненых, а в первую мировую здесь же, при храме открылся лазарет для русских раненых.
В 1930-м году Храм закрыли, и пытались было снести, да не хватило средств. Та же история повторилась в 60-е годы. В итоге в храме разместились мастерские по ремонту автомашин. Можно себе представить, в каком ужасном состоянии Храм вернулся Русской Православной Церкви. Однако сейчас Храм отреставрирован и открыт.
Контакты: храма Преподобного Марона Пустынника в Старых Панех
Адрес: ул. Б.Якиманка, 32, стр.2
Ближайшие станции метро:
Октябрьская - радиальная (440 м)
Полянка (470 м)
Октябрьская – кольцевая (660 м)
Адрес сайта: http://st-maron.narod.ru/
Схема проезда:
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема