Адрес: Романов переулок, д. 2, стр. 8
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы на Шереметевом дворе известна с 1613 года. И построил ее мастер Дружина Коптев на месте, которое тогда именовалось Опричным двором. Ныне это место находится за корпусом факультета журналистики МГУ на улице Моховой.
В то время этими землями владел Иван Николаевич Романов, дяди первого русского царя Михаила.
И совершенно неслучайно церковь освятили в честь Знамения - икона Знамения считалась покровительницей дома Романовых. И вот почему. В праздник Знаменской иконы в 1612 году из пределов России изгнали польско-литовских интервентов, а под грамотой об избрании Михаила Романова на царство две печати из трех были с изображением Знамения Пресвятой Богородицы. Так что Романовы не случайно считали икону "Знамение" покровительницей своего рода и потому возводили при своих дворах Знаменские церкви, которые служили их домовыми храмами.
В 1671 году царь Алексей Михайлович пожаловал двор с церковью своему тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину, отцу царицы Натальи Кирилловны, будущей матери Петра I. Его сын, Лев Кириллович Нарышкин, дядя Петра I, известен и славен тем, что именно его именем назван знаменитый стиль церковной архитектуры конца XVII века - нарышкинское, или еще говорят - московское барокко. В этом стиле Нарышкин строил все домовые церкви во всех своих владениях. Именно в этом стиле в 1691 году Лев Кириллович построил ныне существующую Знаменскую церковь. Вторая же церковь, которая считается эталоном «нарышкинского барокко» - церковь Покрова в Филях, построена была в 1693 году. Тип нарышкинской церкви назывался "иже под колоколы", потому что здание храма одновременно служило и колокольней.
Домовому Знаменскому храму присвоили статус приходского, и приписали к соседней соборной Крестовоздвиженской церкви. Однако заботы о храме были оставлены за знатными владельцами усадьбы, так что едва ли кто-то мог прийти туда с улицы.
Шереметевым же двор стал называться в начале 19-го века, когда ее купили новые владельцы е Шереметевы.
Вероятнее всего, храм строил московский зодчий Яково Бухвостов – именно он был основным строителем у Нарышкиных.
Ныне действующий Храм потрясающе красив – ярко-розовые стены с белыми архитектурными деталями и блестящие золотые купола.
Единственный минус – к храму чрезвычайно трудно подобраться. Но ежели у вас получится – ей-богу, не пожалеете.
Контакты: храма иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметевом дворе
Адрес: Романов переулок, д. 2, стр. 8
Ближайшие станции метро:
Библиотека им. Ленина (160 м)
Александровский Сад (190 м)
Арбатская (370 м)
Адрес сайта: http://www.hram-znameniya.ru/
Схема проезда:
Рэй Брэдбери «Лёд и пламя» — «Из времени мы выпали в вечность»

Фото: Piqsels
В Постной Триоди (так называется сборник богослужебных текстов Великого поста) есть слова: «Кто настолько премудр, чтобы приобрести за немногие дни вечность?» То есть тот, кто мудро распоряжается земной жизнью, приобретает за её краткое время Царствие Небесное. Ценности времени посвящён и рассказ «Лёд и пламя» американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери.
Космический корабль совершает аварийную посадку на незнакомой планете. Космонавты попадают в чудовищные условия: на планету ежесекундно обрушивается колоссальный поток радиации, вызывающий изменения в организме. Продолжительность жизни сокращается до восьми дней. Дети, рождённые в понедельник, к воскресенью превращаются в стариков.
Вы заметили, что произошло? Рассказ незаметно выбрался из жанра научной фантастики и приблизился к притче. Вот как описывает Брэдбери жизнь на чужой планете: «Рождение мгновенно, как взмах ножа. Детство пролетает стремительно. Юношество — будто зарница. Возмужание — сон, зрелость — миф, старость — суровая быстротечная реальность, смерть — скорая неотвратимость».
Но разве эти слова только о фантастическом мире со страшной радиацией? Разве они не о нашем падшем мире, в который однажды, в самом начале человеческой истории, в результате грехопадения вошла смерть? Из вечности мы выпали во время, и оно беспощадно, скоротечно.
Герои рассказа «Лёд и пламя» находят спасение, вернувшись в корабль, который защищает их своей обшивкой. И вновь в тексте проступает христианская символика: «корабль спасения» — так называют Церковь, внутри Церкви мы находим спасение от радиации греха и смерти.
— Я нашёл способ продлить жизнь на целых три дня, три долгих, славных дня, — говорит Сим, главный герой повести.
В ответ раздаются восторженные крики, ликование.
Для друзей Сима три дня — это неслыханное богатство. Вспомним слова из Постной Триоди, с которых мы начали эту беседу, они говорят о том же. Ведь за немногие дни, напоминают они нам, можно приобрести вечность.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Мариуполь (Донецкая Народная Республика). Кафедральный собор Святителя Николая Чудотворца
Во время Великой Отечественной войны в Советском союзе возросла роль Православной церкви. В общей беде люди обращались к Богу, и власти, ещё недавно враждебно относившиеся к религии, не препятствовали соборной молитве. Не стал исключением и Мариуполь. В годы войны верующие горожане сплотились, а вскоре после Победы зарегистрировали православную общину. Её участники приобрели дом на улице Кальмиусской, оборудовали под храм и освятили его во имя Николая Чудотворца. Многие годы маленькая церковь оставалась прибежищем для верующих. А в 1989-ом православные получили разрешение построить новый храм. Возведение продолжалось несколько лет, в нём приняли участие тысячи мариупольцев. Пожертвованиями и личным участием горожане приближали тот день, когда над городом засияли купола собора во имя святителя Николая Чудотворца. Он открылся в 1991 году, с тех пор богослужения под святыми сводами не прекращались. Сегодня Николаевский собор носит статус кафедрального храма Донецкой и МариУупольской епархии.
Радио ВЕРА в Мариуполе можно слушать на частоте 97,2 FM
Благовещенская церковь (Село Нелькан Хабаровский край)
В центральной части Хабаровского края, на стрелке рек Чуя и Мая, есть небольшой поселок Нелькан. Его история началась в девятнадцатом веке с печальных событий. В 1816 году в этих краях разразилась эпидемия сибирской язвы. От нее пострадали местные кочевые народы — тунгусы и якуты. Чтобы поддержать их в трудную годину, российское правительство организовало доставку хлеба в тайгу. Один из магазинов поставили в труднодоступной местности в урочище Нелькан. С тех пор здесь появились постоянные жители.
В 1851 году через Нелькан прошел почтовый тракт. Чтобы его обслуживать, в таежный посёлок переселились государственные крестьяне из Забайкалья. Православные построили для соборной молитвы часовню во имя святителя Николая. В 1864 году её посетил епископ Камчатский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов), ныне прославленный в лике святых.
Часовня в Нелькане служила духовным центром для русских переселенцев и тунгусов, принявших христианство. Сюда несколько раз в год приезжали священнослужители для совершения церковных таинств. В конце девятнадцатого века Никольская часовня сгорела и вместо неё построили деревянную церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. В поселке поселился священник. Он не только проводил богослужения, но и обучал местных ребятишек в церковно-приходской школе.
В начале двадцатого века Благовещенскую церковь уничтожил пожар и в 1914 году в Нелькане возвели каменный храм. Его стали называть братом московского собора Христа Спасителя, поскольку проекты этих зданий подготовил один и тот же архитектор — Константин Тон. Изящная таёжная церквушка, построенная по эскизам знаменитого зодчего, едва уцелела в годы советской власти. После революции 1917-го в ней разместили сначала революционный комитет, а затем сельский клуб.
В конце двадцатого века власти отреставрировали здание, привели в первоначальный вид и... сделали его филиалом «Хабаровского краеведческого музея». С таким решением не согласились местные жители. Они собрали сельский сход и ходатайствовали о возобновлении богослужений. В октябре 1991 года под сводами Благовещенской церкви вновь зазвучала молитва. С тех пор храм остаётся духовным центром поселка Нелькан.
Все выпуски программы ПроСтранствия








