7 марта 1861 года Пермский Кафедральный собор был переполнен. Те, кому не хватило места внутри, толпились на паперти. Столько народу здесь собиралось, только на Пасху. Но до неё было ещё далеко… Весь город словно затаил дыхание: там, в соборе, после торжественного молебна сегодня оглашался манифест императора Александра Второго об освобождении крестьян от крепостной зависимости!
Указ зачитывал губернатор — Александр Григорьевич Лашкарёв. Голос его звучал взволнованно, и это можно было понять. Одно дело о реформе объявить и совсем другое — надлежащим образом её провести. Ведь исполнение императорского указа ложится на его, губернаторские плечи. Кроме того, здесь, в Перми из крепости предстояло вывести не только крестьян, но и работников рудников и приисков, так называемых горнозаводских.
О том, как тяжело жилось тем, кто работал, как здесь говорили, «в горе», то есть, на добыче руды, за год своего губернаторства Лашкарёв успел узнать. Владельцев горных заводов, получавших баснословные доходы, не особенно заботили при этом условия труда крепостных рабочих. А они были, прямо сказать, подчас просто ужасающие. Меньше вложений — больше прибыли: таков был девиз почти всех горнозаводчиков, и они уже заранее дали понять губернатору, что с отменой крепостного права в этом смысле мало что изменится. Работники станут свободными — так пожалуйста, не нравится, ступай себе на все четыре стороны. Только куда ты денешься, если кроме как рубить камень в горе больше ничего не умеешь?..
Александр Григорьевич после оглашения Указа сразу же взялся за дело. Он добивался того, чтобы на заводах было введено общественное управление и строгий надзор со стороны властей. И хотя губернатору пришлось обосновывать свою точку зрения в столице перед самыми высокими чиновниками государственного Горного департамента, Лашкарёв сумел добиться своего. Соответствующий указ был утверждён императором и дал освобождённым из крепости горным рабочим возможность влиять на собственные условия труда, продолжительность рабочего дня и другие подобные вопросы.
Это навсегда вписало имя Александра Лашкарёва в историю Пермского края. Однако помимо проведения крестьянской реформы губернатор сделал в тогдашней Пермской губернии немало такого, о чём сегодня можно с благодарностью вспомнить. В 1862 году Александр Григорьевич вместе с супругой учредили Пермское дамское попечительство о бедных, усилиями которого год спустя в Перми появился детский приют для сирот.
Годом ранее супруги Лашкарёвы участвовали в открытии Мариинского женского училища, на нужды которого сами выделили большую сумму, а также привлекли пожертвования многих состоятельных людей губернии. Кирилло-Мефодиевское училище, домовая церковь при городской мужской гимназии, общественная библиотека, закладка Воскресенского храма — во всех этих и многих других добрых и нужных делах на благо города и его жителей не обошлось без деятельного участия губернатора Лашкарёва.
В 1865 году Александра Григорьевича перевели в Санкт-Петербург на должность члена Совета министров. В столице Лашкарёв сразу же активно включился в дела благотворительности. Совместно с княгиней Трубецкой он основал Сергиевское братство, и, став его попечителем, участвовал в открытии сиротского приюта, церковно-приходской школы, богадельни и столовой для бедных. В Петербурге он и скончался в 1898 году, однако Пермь и сегодня хранит добрую память об Александре Григорьевиче Лашкарёве.
Деяния святых апостолов
Деян., 16 зач., VI, 1-7.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Во Христе нет ни эллина, ни иудея», — такие слова мы можем найти в наследии апостола Павла. Проповедуя евангельское учение, ученики Спасителя всячески подчёркивали, что граница, существовавшая когда-то между евреями и прочими национальностями, разрушена. Об этом рассказывает нам и отрывок из шестой главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня во время Литургии в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
1 В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.
2 Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
3 Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу,
4 а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова.
5 И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников;
6 их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки.
7 И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере.
Апостол Павел и прочие апостолы во время проповеди постоянно подчёркивали, что Церковь — новый избранный народ Божий — объединяет теперь всех людей. Вне зависимости от их национальной принадлежности. Но одно дело теория, а совсем другое — практика. И в прозвучавшем отрывке из книги Деяний святых апостолов мы видим, как проявляют себя прежние ветхозаветные представления.
В Иерусалимской Церкви случается скандал. Вдовы нееврейского происхождения начинают возмущаться, что им либо дают меньше, либо вообще не выдают с церковного склада полагающихся продуктов. Так проявляла себя национальная нетерпимость. Служители еврейского происхождения никак не могли изжить в себе прежнего, соответствовавшего ветхозаветным представлениям пренебрежения, испытываемого к представителям иных народов. Становится понятно, что в Иерусалимской общине древних христиан нет того единства, о котором так радостно рассуждал апостол Павел.
Первоначально Иерусалимская община христиан действительно стремилась жить в мире и единомыслии. Но люди, к сожалению, есть люди. И постепенно то там, то тут в христианском собрании стали проявлять себя человеческие недостатки. Кто-то стал утаивать имущество, не жертвуя положенное в общую копилку. Кто-то начал добиваться власти в церковном собрании. А вот христианки-вдовицы из язычников посчитали (скорее всего, обоснованно), что с точки зрения благотворительности им уделяется меньше внимания, чем вдовицам-еврейкам.
Услышав жалобы, апостолы решили не разбираться, кто прав, а кто виноват, а системно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого они предложили всем христианам, вне зависимости от национальной принадлежности, выбрать семь уважаемых мужчин, которые бы отныне взяли на себя все хозяйственные, финансовые и организационные вопросы. Избранных семерых назвали «диаконами», в переводе с греческого — «служителями».
Книга Деяний сохранила для нас имена древних семи диаконов: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Ти́мон, Парме́н, Николай Антиохиец. Относительно последнего диакона — Николая Антиохийца — прямо говорится, что он в прошлом был язычником. Возможно, к среде эллинистов принадлежали и некоторые другие диаконы. Апостолы своим выбором показали христианской общине, что ключевую роль играет не национальность человека, а его вера и готовность служить Церкви.
Но и это ещё не всё. Существует романтическое представление, что в древней Церкви дела обстояли лучше, чем в современном церковном собрании. В чём-то, возможно, да. А в чём-то и нет. Недостатков хватало всегда. Но дело не в них. А в том, как к мы ним относимся. Апостолы не стали мириться с несправедливостью и постарались её исправить с помощью деятельной любви и милосердия. С одной стороны, ученики Христовы не стали отгораживаться от возникших трудностей. А с другой — не пожелали применять жёсткий административный подход. Они избрали золотую середину. Вот и мы призваны поступать так же. Бороться именно с грехом, а не с людьми, помогая им и себе преодолевать совершённые ошибки. А вместе во Христе созидать Церковь Божию — наше утешение, отблеск Царства Небесного на земле.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое»
В 1946 году святителя Луку Войно-Ясенецкого перевели на Крымскую кафедру. Поселился архиепископ на втором этаже ветхого дома. Здесь же располагалась епархиальная канцелярия и жило несколько семей. В доме была теснота, у единственного водопроводного крана выстраивалась очередь. Владыка многим помогал. На архиерейской кухне готовился обед на большое количество человек. По свидетельству очевидцев, приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков и всех здесь кормили досыта. Сам владыка питался очень просто. Одевался тоже более чем скромно — всегда ходил в чинёных рясах. Секретарь епархии вел списки нуждающихся, и в конце каждого месяца по ним рассылались денежные переводы. Святитель учил свою паству тому, в чём сам был примером:
«Главное в жизни — всегда делать людям добро. Если не можешь делать добро большое, постарайся совершить хотя бы малое».
Все выпуски программы Слова Святых
Санитарный автомобиль для Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге
«Скорее всего вы мне ничем не поможете, но на всякий случай я решила прийти...» — сказала Наталья, оказавшись на пороге Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге. «У меня давно болят и немеют пальцы на руках. Я уже не способна делать вещи, которые требуют мелкой моторики. Даже пишу с трудом...» — рассказала пациентка врачу травматологу-ортопеду Нике Булавиновой. Наталья — беженка, у неё проблемы с документами и деньгами, поэтому получить медицинскую помощь в обычных клиниках у неё возможности нет. Но в Благотворительной больнице бесплатно помогают всем, кто попал в беду.
Травматолог Ника, внимательно выслушав и осмотрев пациентку, поняла — вернуть подвижность рукам — можно! Во время обучения в медицинском вузе, ей посчастливилось познакомиться с одним из лучших кистевых хирургов России — Николаем Карпинским. С ним на практике студенты подробно разбирали такой же случай, как у Натальи: немеют все пальцы рук, кроме мизинца. Поэтому у Ники не возникло сомнений — сдавлен один из нервов, который необходимо освободить.
Врач успешно прооперировала женщину. И спустя 7 дней радостная пациентка буквально вбежала в больницу со словами: «Доктор! Мои пальцы! Я всё чувствую, они снова меня слушаются и совсем не болят!»
Эта счастливая история случилась благодаря тому, что 6 месяцев назад с помощью отзывчивых людей в Санкт-Петербурге открылась Благотворительная больница. Здесь принимают тех, кто лишился дома, людей без документов и гражданства.
Сейчас больнице нужен санитарный автомобиль для маломобильных пациентов. Сбор на транспорт открыт на странице: https://planeta.ru/campaigns/ambulance
Больше узнать о работе Благотворительной больницы в Санкт-Петербурге charityhospital.ru и о том, чем помочь, можно на сайте проекта или в социальных сетях.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов