
Фото: Katherine Hanlon/Unsplash
7 марта 1861 года Пермский Кафедральный собор был переполнен. Те, кому не хватило места внутри, толпились на паперти. Столько народу здесь собиралось, только на Пасху. Но до неё было ещё далеко… Весь город словно затаил дыхание: там, в соборе, после торжественного молебна сегодня оглашался манифест императора Александра Второго об освобождении крестьян от крепостной зависимости!
Указ зачитывал губернатор — Александр Григорьевич Лашкарёв. Голос его звучал взволнованно, и это можно было понять. Одно дело о реформе объявить и совсем другое — надлежащим образом её провести. Ведь исполнение императорского указа ложится на его, губернаторские плечи. Кроме того, здесь, в Перми из крепости предстояло вывести не только крестьян, но и работников рудников и приисков, так называемых горнозаводских.
О том, как тяжело жилось тем, кто работал, как здесь говорили, «в горе», то есть, на добыче руды, за год своего губернаторства Лашкарёв успел узнать. Владельцев горных заводов, получавших баснословные доходы, не особенно заботили при этом условия труда крепостных рабочих. А они были, прямо сказать, подчас просто ужасающие. Меньше вложений — больше прибыли: таков был девиз почти всех горнозаводчиков, и они уже заранее дали понять губернатору, что с отменой крепостного права в этом смысле мало что изменится. Работники станут свободными — так пожалуйста, не нравится, ступай себе на все четыре стороны. Только куда ты денешься, если кроме как рубить камень в горе больше ничего не умеешь?..
Александр Григорьевич после оглашения Указа сразу же взялся за дело. Он добивался того, чтобы на заводах было введено общественное управление и строгий надзор со стороны властей. И хотя губернатору пришлось обосновывать свою точку зрения в столице перед самыми высокими чиновниками государственного Горного департамента, Лашкарёв сумел добиться своего. Соответствующий указ был утверждён императором и дал освобождённым из крепости горным рабочим возможность влиять на собственные условия труда, продолжительность рабочего дня и другие подобные вопросы.
Это навсегда вписало имя Александра Лашкарёва в историю Пермского края. Однако помимо проведения крестьянской реформы губернатор сделал в тогдашней Пермской губернии немало такого, о чём сегодня можно с благодарностью вспомнить. В 1862 году Александр Григорьевич вместе с супругой учредили Пермское дамское попечительство о бедных, усилиями которого год спустя в Перми появился детский приют для сирот.
Годом ранее супруги Лашкарёвы участвовали в открытии Мариинского женского училища, на нужды которого сами выделили большую сумму, а также привлекли пожертвования многих состоятельных людей губернии. Кирилло-Мефодиевское училище, домовая церковь при городской мужской гимназии, общественная библиотека, закладка Воскресенского храма — во всех этих и многих других добрых и нужных делах на благо города и его жителей не обошлось без деятельного участия губернатора Лашкарёва.
В 1865 году Александра Григорьевича перевели в Санкт-Петербург на должность члена Совета министров. В столице Лашкарёв сразу же активно включился в дела благотворительности. Совместно с княгиней Трубецкой он основал Сергиевское братство, и, став его попечителем, участвовал в открытии сиротского приюта, церковно-приходской школы, богадельни и столовой для бедных. В Петербурге он и скончался в 1898 году, однако Пермь и сегодня хранит добрую память об Александре Григорьевиче Лашкарёве.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер