Литургия — главное богослужение Православной Церкви, во время которого совершается таинство Святой Евхаристии — хлеб и вино по молитве Церкви и через схождение Святого Духа становятся Телом и Кровью Христовыми. В настоящее время, по большей части, совершаются Литургии двух типов. Почти каждый день служится Литургия святителя Иоанна Златоуста. И десять раз в году совершается Литургия святителя Василия Великого — в частности, накануне праздников Рождества и Крещения Христова, в воскресные дни Великого поста. Василий Великий и Иоанн Златоуст — знаменитые богословы древности. Они написали и отредактировали песнопения Литургии, сделали её образцом молитвенного обращения к Богу. Впоследствии церковные поэты дополнили их труд. Они включили в состав Литургии новые песнопения, которые подчёркивают единство небесной и земной Церкви. Одно из таких молитвословий появилось в восьмом веке и называется по первым словам «О тебе радуется, Благодатная». О содержании песнопения рассказывает священник Антоний Борисов.
Молитвословие «О тебе радуется, Благодатная» было написано одним из самых ярких церковных поэтов — святым Иоанном Дамаскиным. Святой Иоанн родился в седьмом веке и вырос на территории Персидской империи, но по национальности был греком и писал молитвословия на греческом языке. Однажды им было составлено песнопение в честь Божией Матери:
«О Тебе радуется, Благодатная, всё творение: Ангельский сонм и человеческий род. Ты — освящённый храм и рай духовный, слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал — прежде всех веков Существующий Бог наш. Ибо недра Твои Он в престол обратил и чрево Твоё обширнее небес соделал. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение, слава Тебе!»
Песнопение, составленное Иоанном Дамаскиным, звучит в наши дни в ходе почти каждой Литургии Василия Великого. «О Тебе радуется, Благодатная» исполняется сразу после благословения священником хлеба и вина — момента, когда они становятся Телом и Кровью Христовыми.
Молитвословие «О тебе радуется, Благодатная» было включено в состав Литургии Василия Великого не сразу. Первоначально оно звучало только на вечернем богослужении, совершаемом накануне воскресенья. Впоследствии Церковь решила, что песнопение Иоанна Дамаскина как нельзя лучше передает значение подвига Богородицы — благодаря Деве Марии в наш мир пришел Спаситель. Она вырастила Христа, заботилась о Нём и помогала Ему в служении. Богоматерь явила людям пример того, какой святости может достичь человек. Давайте послушаем песнопение «О тебе радуется, Благодатная» в исполнении мужского хора Института певческой культуры.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.