
«Я не уверен, что Бог желает нам именно счастья. Он хочет, чтобы мы любили и были любимыми. Он хочет, чтобы мы выросли. Мы полагаем, что наши игрушки принесут нам счастье, а наш угол — это и есть весь мир. Но иногда надо выбираться из своего уголка в мир людей. И это приносит страдания».
Такие слова произносит с кафедры герой фильма «Страна теней» британского режиссёра Ричарда Аттенборо — известный писатель и богослов, автор «Хроник Нарнии» Клайв Льюис. Когда Клайву было девять лет, у него умерла мама. С тех пор он решил избегать боли и изучать жизнь только по книгам. При этом главная тема его богословских выступлений — страдания, посланные нам Богом. Джек (так называют писателя друзья) ведёт тихую и размеренную жизнь: лекции в Оксфорде, чаепития со старшим братом, словесные пикировки с коллегами. Но в душе этот сдержанный английский джентльмен остаётся ребёнком, готовым к приключениям. Поэтому он легко принимает встречу с американской поэтессой Джой, горячей поклонницей его писательского таланта, которая путешествует по Англии вместе с маленьким сыном, Дугласом. Вначале Джой и Джека связывает только дружба. Спустя некоторое время американка разводится со своим неверным и пьющим мужем и предлагает Льюису заключить фиктивный брак — ради получения вида на жительство в Великобритании, и тот соглашается. И лишь узнав о тяжёлой болезни Джой, Джек понимает, что испытывает к ней глубокое чувство, и просит её стать его женой.
— Выйдешь ли ты за глупого, запуганного человека, которому ты нужна так, что не выразить, который любит тебя, хотя даже не знает, как?
— Я согласна.
Кому-то фильм Ричарда Аттенборо может показаться обычной мелодрамой о любви двух немолодых людей. Но на самом деле, «Страна теней» — история о поисках рая.
В детстве Льюис видит на стене прекрасный пейзаж. Мальчик верит, что это рай. Став взрослым, он узнаёт, что на картине изображено реальное место под названием Золотая Долина. Джек не стремится поехать туда, но пейзаж Золотой долины по-прежнему дорог ему. Когда больная раком Джой возвращается из больницы домой, она тоже обращает внимание на картину и предлагает Джеку отправиться в Золотую долину. Эта поездка становится самым счастливым временем в жизни пары. Джой знает, что скоро умрёт, но не боится смерти. Она чувствует, что Золотая долина — лишь несовершенная копия той прекрасной страны, которую ей ещё предстоит увидеть, поэтому уходит из жизни спокойно и с надеждой. Тогда как Джек после её смерти на время погружается в отчаяние и теряет веру. Но в финале кинокартины становится ясно, что болезнь и смерть любимой жены стали для писателя именно теми спасительными страданиями, о которых он в течение многих лет говорил в своих проповедях. Он ценит каждую минуту жизни и не собирается возвращаться к одиночеству. Джек с радостью берёт на себя заботу о Дугласе, сыне Джой от первого брака. В финале кинокартины Льюис показывает Дугласу Золотую Долину. Именно в этом райском месте писатель, наконец, обретает покой и делает вывод из жизненных уроков:
«Я больше ничего не знаю, только жизнь, которую я прожил. И дважды в жизни мне давали выбор — как мальчику и как мужчине. Мальчик выбрал спокойствие, мужчина выбрал страдания. И боль стала частью моего счастья».
Фильм «Страна теней» Ричарда Аттенборо был номинирован на премию «Оскар» в двух номинациях — за лучший сценарий и за лучшую женскую роль. Блестящий актёрский дуэт — Энтони Хопкинс и Дебра Уингер — в течение двух часов приковывает к себе внимание зрителей. Действие разворачивается на фоне зелёных пейзажей и средневековых оксфордских интерьеров, в фильме звучат торжественные университетские гимны и религиозные песнопения.
Чтобы приблизиться к небесам, нужно активно жить здесь, на земле, с открытой душой идти навстречу событиям и людям, пережить радость и боль. Именно такую актуальную мысль, мне кажется, пытается донести до нас фильм «Страна теней».
12 мая. О важности служения медсестёр

Сегодня 12 мая. Всемирный день медицинских сестер.
О важности служения медсестёр — священник Стахий Колотвин.
Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Эти слова напоминают каждому христианину о важности смиренного и скромного труда. Конечно, если мы смотрим на врачей, то это восхитительная специальность, это героическая специальность. Люди спасают ближнего, помогают, утоляют наши страдания, и сам Господь недаром носит эпитет «Врач и душ и телес». Но тем не менее, сегодня мы вспоминаем медицинских сестер. Тех людей, которые не стали великими научными светилами. Тех людей, которые, возможно, не имеют технических способностей провести тяжёлую операцию. Которые берут на себя заботу о наших немощах. Когда ты приходишь ко врачу, то от того, как встретит тебя медицинская сестра, зависит твоё расположение. Зависит твоё спокойствие. Психосоматику никто не отменял. Если ты будешь спокойнее, то будет уверенней врач. Ему проще будет тебя лечить. Кроме того, это служение помощи и заботы. Поэтому я тоже вдохновляюсь примером медицинских сестер, сестер милосердия. И мы в каждом деле должны бежать и не первенствовать, а должны помогать ближнему. Потому что если где-то мы от первенства уклонимся, Господь не осудит. А если мы смиренно ближнему не поможем, как это делают замечательные наши медицинские сестры, то тут, конечно, спрос у нас будет особый.
Все выпуски программы Актуальная тема
Деяния святых апостолов

Деян., 24 зач., X, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главным препятствием на нашем пути к Богу? И как его устранить? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 10-й главы книги Деяний святых Апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных хамах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским,
2 благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3 Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4 Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что, Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5 Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6 Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7 Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем
8 и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Корнилий, о котором мы слышим в только что прозвучавшем отрывке, был римским офицером, язычником, который верил в Бога Израиля. На это намекают слова Писания о том, что он творил «много милостыни народу». Слово греческого оригинала «народ» указывает именно на Израильский народ. При этом по какой-то причине Корнилий не принимал обрезания, а потому не принадлежал иудейской религии и не считался полноправными членом народа Божия. Несмотря на все свои заслуги, Корнилий считался для иудеев нечистым.
Апостол Пётр, к которому ангел Господень посылает Корнилия, родился и вырос в иудейской традиции веры. Он разделял многие воззрения своих единоверцев. Причём не только возвышенные, но и те, которые можно было бы назвать предрассудками и заблуждениями. Это касалось и его отношения к язычникам. После Пятидесятницы мышление апостолов изменилось не сразу. Какое-то время некоторые христиане считали, что войти в Церковь можно только предварительно приняв иудейскую веру. Человек должен обрезаться, узнать закон Моисеев и лишь потом принимать Крещение во имя Христа. Пётр был одним из представителей этой партии. А потому в прозвучавшем отрывке Бог готовит его к встрече с Корнилием. Впервые язычник должен стать христианином, минуя иудаизм. И крестить его должен именно Пётр.
Три раза апостолу было видение с нечистыми животными, три раза Господь призывает его принять их в пищу, три раза Пётр отказывается это делать, ссылаясь на свои религиозные убеждения, и три раза Господь вразумляет его словами: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Другими словами, Он словно говорит Петру: если для Бога нет нечистых животных, то тем более для него нет нечистых людей. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины.
Интересная аналогия возникает с этим троекратным видением. Мы помним, что Пётр на Тайной вечери самоуверенно клялся Спасителю в верности. Но потом трижды отрёкся от Учителя во дворе Первосвященника. После Своего воскресения Господь, чтобы облегчИть тяжесть вины апостола трижды задаёт ему вопрос, любит ли Пётр Его. И трижды Пётр клянётся Спасителю в своей преданности и любви. И вот к апостолу снова обращён троекратный призыв. Не намекает ли Господь Петру на то, что он слишком вцепился в свои ветхие представления о том, как именно должен действовать Бог в жизни людей и всего мира? Не предупреждает ли, что ему следует проявить гибкость и отступить, смириться перед волей Божией, чтобы опять не упасть? И Пётр отступает. Он смиряется перед Богом. И в результате Церковь открывает свои двери для язычников.
Этот божественный урок адресован и всем нам. Как часто мы не можем впустить в свою жизнь Бога именно по той причине, что слишком много знаем о Нём и Его планах. У нас на всё есть своё экспертное мнение. Мы готовы высказаться о каждом событии. Каждому человеку мы готовы дать оценку. Но Господь ждёт от нас не этого. Он хочет, чтобы мы просто следовали Его воле. В сердечной простоте совершали по отношению к тем, кто нас окружает, дела любви, милости и прощения. Лишь в этом случае препятствия между нами и Богом пропадут. И Он Сам направит течение нашей жизни в нужную сторону.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова