Приехать в Грузию и не побывать в Джвари – такое просто немыслимо! Это то место, откуда в Иверии начало распространяться христианство, здесь, на вершине горы неподалеку от Мцхеты водрузила свой крест равноапостольная Нина. Кстати, именно так и переводится Джвари с грузинского - крест. От креста святой Нины происходило много чудес, и уже в четвертом веке скала, на которой он стоял, стала местом паломничества. А спустя еще два столетия здесь образовался монастырь.
А какая прекрасная панорама открывается отсюда! Внизу «шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», и на стрелке этих двух рек древняя Мцхета краснеет черепичными крышами многочисленных одноэтажных домиков.
Если уж мы вспомнили «Мцыри» Лермонтова, то стоит процитировать и дальше, ведь именно Джвари – тот монастырь, «столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод» которого описывает Михаил Юрьевич в своей поэме. В общем-то, с тех пор немного здесь изменилось – старинная каменная ограда по-прежнему остается обрушенной. Угроза разрушения грозила всему монастырскому комплексу, она была настолько серьезной, что в 2004 году Международный фонд памятников архитектуры включил Джвари в список объектов, которые могут быть полностью утрачены. Но, к счастью, после недавней реставрации ученые признали, что опасность миновала.
А храм Джвари действительно уникален. Он стоит на вершине скалы и как будто является ее частью. Грузинские зодчие шестого века не стали возводить здесь монументальную базилику, они предпочли поставить крестообразную церквушку небольшого размера – это архитектурное решение оказалось выигрышным для всего окрестного ландшафта.
Аскетизм, простота, возведенная в степень гениальности, отличает и внутреннее пространство храма – идеальные пропорции, чистые линии, отсутствие какой-либо декоративности. Здесь вы не увидите фресок – во времена, когда храм строился, было не принято расписывать стены, а в дальнейшем монастырь не менял своего облика.
В центре храма отмечено место, где, по преданию, стоял крест равноапостольной Нины. По меркам сохранившегося основания в 1995 году в Тбилиси был изготовлен кипарисовый крест высотой четыре метра. Это Распятие торжественно перенесли крестным ходом в Джвари, где водрузили на пьедестал. Тогда же здесь после многолетнего перерыва был возобновлен мужской монастырь. И если во времена Лермонтова в обители жил «один старик седой, развалин страж полуживой», то сейчас в Джвари - восемнадцать монахов и послушников.
В отличие от многих горных монастырей, в Джвари попасть очень легко. Мцхету от Тбилиси отделяют какие-нибудь пятнадцать километров, здесь постоянно ходят маршрутки. На скалу Креста от Мцхеты можно доехать на машине – дорога вполне позволяет. А можно взобраться пешком – почему бы не потрудиться ради подвига?
«Религиозная философия В.С. Соловьева». Алексей Козырев

У нас в студии был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Мы говорили о русском религиозном мыслителе 19го века Владимире Сергеевиче Соловьёве, в частности о его размышлениях о любви, Богочеловечестве Иисуса Христа и об Апокалипсисе.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Священномученик Вениамин Петроградский». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о судьбе и служении священномученика митрополита Вениамина Петроградского, арестованного и расстрелянного в 1922 году.
Владыка Вениамин был одним из ярчайших и самых уважаемых церковнослужителей Русской Православной Церкви в начале 20-го века. Он пользовался огромным авторитетом даже среди рабочих, не раз встававших на его защиту перед новой советской властью. Владыка Вениамин активно участвовал в организации сбора помощи голодающим, много делал на благо Церкви и людей в то непростое время. Но всё равно, по доносу он был арестован и расстрелян.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Псалом 90. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Верующие люди привыкли трудности называть искушениями. Но можно ли искушать Бога и, если да, что из этого выйдет? Ответ на этот вопрос звучит в 90-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 90.
Хвалебная песнь Давида.
1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,
2 говорит Господу: «прибежище моё и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»
3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.
5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днём,
6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.
7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.
9 Ибо ты сказал: «Господь — упование моё»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;
10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;
11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:
12 на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.
14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Моё.
15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,
16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Моё».
Как-то давно я видел плакат, на котором был изображён разбитый автомобиль. Подпись гласила «Результат вождения без освящения». И хотя я человек верующий и автомобиль, на котором я езжу, освящён, я был возмущён таким рассуждением, которое только внешне походило на иллюстрацию глубокой веры, но по сути являлось явной манипуляцией, потому что безусловной связи между освящением и безопасностью на дороге нет и быть не может. Все мы знаем, что человек может нарушить правила, да и у Бога может быть о нём Свой особенный промысл. Известны случаи, когда после освящения машины человек попадал в аварию и приезжал в храм, возмущаясь тем, что молитва не сработала. Ему приходится объяснять, что молитва не магия, и никаким освящением нельзя принудить Бога к тем или иным решениям. Обратившись к Нему с молитвой, нам остаётся только доверять.
90-й псалом, который мы сейчас услышали, один из самых известных и посвящён именно доверию. Он описывает человека, который живёт под покровом Всевышнего и видит в Боге свою защиту так же, как ребёнок видит её в матери. Псалмопевец использует самые разные образы, чтобы показать, что Господь может защитить от всего: от ночных ужасов, от болезней и от стрел тысяч врагов. И всё это произойдёт по причине полного доверия Богу, которого праведник считает своим прибежищем и своей обителью. Однако мало, кто помнит, что строки этого псалма цитирует дьявол, искушая Спасителя. Поставив Христа на крыло храма, лукавый предложил Ему броситься вниз, чтобы доказать, что Он сын Божий, так как написано «на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею». Кажется, всё верно, и он прав — Христос совершенно безгрешен, в Нём нет ни тени сомнения в Отце, Он творит Волю Его и уж точно не сомневается в Нём. Но что же Спаситель отвечает лукавому? «Не искушай Господа Бога твоего». То есть жить и действовать, и пребывать в доверии, что там, где это необходимо Господь и покроет, и убережёт — это одно дело. И совсем другое дело вести себя вызывающе, будто бы проверяя Бога, справится ли Он, действительно ли защитит, даже если человек будет вести себя безрассудно. Такое вызывающее и искушающее поведение Христос отвергает как недостойное.
Бога надо не проверять на прочность, но любить, не манипулировать Им, но стремиться познать Его. И когда мы приходим к Нему и взываем к Его милости, нам стоит помнить, что Он не просто автоматически избавляет нас от всякой скорби, но порой даже пребывает с нами в скорбях, которые нам бывает нужно пройти и которые без Него были бы для нас непосильны. Ведь дело не только в Его любви, но и в нашем духовном состоянии, которое может быть очень разным. Но в итоге при всех возможных сложностях жажду того, кто надеется на Бога, Он всегда утоляет и всякому ищущему спасения, являет его.