Борис и Глеб - русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей после смерти их отца, были в 1015 году убиты своим старшим братом Святополком, который в народе получил за сие деяние прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, почитая их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.
Конечно, на Святой Руси не могли не строиться храмы в честь невинно убиенных братьев. И один из таких храмов стоит ныне на Дегунинской улице,18.
Самое раннее упоминание селения Дегунино в документах относится к 1336 году. В этом году Иван Калита в своей Духовной грамоте пожаловал Дегунино княгине Ульянии с малыми детьми. Позже великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. А еще позднее Дмитрий Донской отказал селение своему сыну, князю Андрею.
После этого упоминаний о Дегунино не встречается в течение двух столетий. Но в Писцовой книге 1584 года дано подробное описание села: Дегунино в то время являлось вотчиной кремлевской церкви Рождества и в нем были "... церковь Борис и Глеб, древена, при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею".
В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней.
Впоследствии Дегунино начинает постепенно возрождаться. Но в конце 17-го века храм уже именуется несколько иначе: "Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба". Причины такого переименования пока не известны.
Важным событием в жизни Дегунино стала прокладка по его землям линии Николаевской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Москву. Приход, куда входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, стал стремительно разрастаться. Деревянный храм стал тесен, и причт обратился с прошением к митрополиту Филарету о желании построить новую каменную церковь. Местный купец Прорехов поставил 360 тыс. кирпичей, необходимых по проекту для строительства храма.
Каменный храм в селе Дегунино в 1866-м. Церковь была чудесно расписана по стенам и сводам, имела богатый иконостас, иконы и облачения. На колокольне было два больших колокола.
В 1940-м Борисоглебская церковь была закрыта, ее колокольня разобрана. Но через полвека, в 1991-м, Борисоглебский храм возвратили церкви и восстановили.
И вот сейчас вы можете увидеть совершенно потрясающую красотой картину: посреди стандартных, я бы сказал бесцветных, серых многоэтажек стоит, выделяясь ярко-красной кирпичной кладкой и двумя золочеными куполами красавец-храм - Церковь святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунино.
Контакты храма Бориса и Глеба в Дегунине:
127486, Дегунинская ул., 18а.
Телефон: (499) 906-34-64
Адрес сайта: http://www.hram-bg.ru
E-mail: dialog@hram-bg.ru
Как добраться:
Метро «Петровско-Разумовская», авт. 191, 194, 672, ост. «Институт микрохирургии глаза»;
- Электричкой с Ленинградского вокзала: Платформа «Моссельмаш», пешком до ул. Дегунинская.
Схема проезда:
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.