Евр., 309 зач., III, 12-16.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо вспомнить историю, которая произошла с еврейским народом во время его исхода из Египта. Именно на эти события намекает апостол Павел. Под руководством Моисея Израиль направился из дельты Нила, в которой он жил в рабстве у египтян много лет, в Землю Обетованную, то есть Палестину. Даже если взглянуть на карту, то можно увидеть, что расстояние между этими двумя точками довольно небольшое. Чуть более 1000 км. Однако для еврейского народа это путешествие растянулось на сорок лет. Большую часть этого времени они блуждали по пустыне Синайского полуострова. В буквальном смысле топтались на одном месте, нарезая круги. В чем же причина такого продолжительного путешествия?
Дело в том, что люди не смогли по достоинству оценить тот дар свободы, который им предложил Бог. Они непрестанно упрекали Моисея в том, что у них нет возможности удовлетворить свои первичные потребности: нет крыши над головой, нормальной еды, уверенности в завтрашнем дне. То есть всего того, что у них было в Египте. Это казалось им катастрофой. Отсюда постоянный ропот, недоверие, забастовки и даже восстания. «Лучше сидеть на поводке у египтян, чем такая свобода», — говорили они. Все закончилось тем, что, когда Моисей привел их к границам Палестины, они отказались идти туда. Дескать, они не смогут одолеть воинственных и сильных жителей. И это несмотря на все поразительные чудеса, которые сотворил Господь на их глазах. Это есть ни что иное, как психология раба, которая формировалась у них на протяжении десятилетий рабства в стране фараонов. За это малодушие и неверие в силу Творца, Бог и выносит приговор: в Землю Обетованную не могут войти те, кто помнит вкус рабства. Они так и останутся лежать в пустыне. Палестина — земля для людей, которые доверяют Богу во всем. 40 лет — это вынужденный период карантина, на протяжении которого должно вырасти новое поколение, готовое принять дар свободы.
Вспоминая эту историю, апостол Павел и обращается к христианам. Ведь часто бывает, что в результате крещения в жизни человека мало что меняется. Кто не говорил себе: начну новую жизнь, но не сейчас. Начну жить по Евангелию завтра, с понедельника, с нового года. Все это и есть ни что иное как та самая психология раба. Все наши мысли, мечты, желания не во Христе, а в нашем собственном Египте. Месте, где нет Бога, но зато можно удовлетворять все свои прихоти. Именно поэтому часто Господь и не входит в нашу жизнь. Не потому что не хочет. А потому что мы не желаем Его видеть. Нам тяжело нести такую свободу. Поэтому и апостол Павел говорит, что у вас не должно быть завтра. В духовной жизни у вас должно быть всегда «ныне», то есть сейчас. Отказываться от тех привычек, которые нас порабощали, необходимо уже теперь, потому что даже терпение Бога имеет предел, и завтра может не наступить, как у тех израильтян, которые так и остались лежать в пустыне. И, напротив, лишь тот, кто найдет в себе силы и решимость довериться Богу, отказаться от тех греховных привычек, которые определяли его жизнь до этого, сможет войти в свою Землю Обетованную и обрести настоящую свободу.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.