
Евр., 309 зач., III, 12-16.
12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.
13 Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.
14 Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 15 доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота».
16 Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо вспомнить историю, которая произошла с еврейским народом во время его исхода из Египта. Именно на эти события намекает апостол Павел. Под руководством Моисея Израиль направился из дельты Нила, в которой он жил в рабстве у египтян много лет, в Землю Обетованную, то есть Палестину. Даже если взглянуть на карту, то можно увидеть, что расстояние между этими двумя точками довольно небольшое. Чуть более 1000 км. Однако для еврейского народа это путешествие растянулось на сорок лет. Большую часть этого времени они блуждали по пустыне Синайского полуострова. В буквальном смысле топтались на одном месте, нарезая круги. В чем же причина такого продолжительного путешествия?
Дело в том, что люди не смогли по достоинству оценить тот дар свободы, который им предложил Бог. Они непрестанно упрекали Моисея в том, что у них нет возможности удовлетворить свои первичные потребности: нет крыши над головой, нормальной еды, уверенности в завтрашнем дне. То есть всего того, что у них было в Египте. Это казалось им катастрофой. Отсюда постоянный ропот, недоверие, забастовки и даже восстания. «Лучше сидеть на поводке у египтян, чем такая свобода», — говорили они. Все закончилось тем, что, когда Моисей привел их к границам Палестины, они отказались идти туда. Дескать, они не смогут одолеть воинственных и сильных жителей. И это несмотря на все поразительные чудеса, которые сотворил Господь на их глазах. Это есть ни что иное, как психология раба, которая формировалась у них на протяжении десятилетий рабства в стране фараонов. За это малодушие и неверие в силу Творца, Бог и выносит приговор: в Землю Обетованную не могут войти те, кто помнит вкус рабства. Они так и останутся лежать в пустыне. Палестина — земля для людей, которые доверяют Богу во всем. 40 лет — это вынужденный период карантина, на протяжении которого должно вырасти новое поколение, готовое принять дар свободы.
Вспоминая эту историю, апостол Павел и обращается к христианам. Ведь часто бывает, что в результате крещения в жизни человека мало что меняется. Кто не говорил себе: начну новую жизнь, но не сейчас. Начну жить по Евангелию завтра, с понедельника, с нового года. Все это и есть ни что иное как та самая психология раба. Все наши мысли, мечты, желания не во Христе, а в нашем собственном Египте. Месте, где нет Бога, но зато можно удовлетворять все свои прихоти. Именно поэтому часто Господь и не входит в нашу жизнь. Не потому что не хочет. А потому что мы не желаем Его видеть. Нам тяжело нести такую свободу. Поэтому и апостол Павел говорит, что у вас не должно быть завтра. В духовной жизни у вас должно быть всегда «ныне», то есть сейчас. Отказываться от тех привычек, которые нас порабощали, необходимо уже теперь, потому что даже терпение Бога имеет предел, и завтра может не наступить, как у тех израильтян, которые так и остались лежать в пустыне. И, напротив, лишь тот, кто найдет в себе силы и решимость довериться Богу, отказаться от тех греховных привычек, которые определяли его жизнь до этого, сможет войти в свою Землю Обетованную и обрести настоящую свободу.
25 декабря. О смирении

В 9-йглаве Евангелия от Марка есть слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
О смирении — протоиерей Максим Горожанкин.
Смирение и чистота сердечная являются целью жизни православного христианина. Преподобный Серафим Саровский однажды и навсегда очень чётко и ёмко сказал: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Сам преподобный явил своей жизнью пример исполнения этих слов. И многие другие святые также поучают нас смирением своим.
Если мы откроем жития святых, если мы откроем Патерики и наставления святоотеческие, то увидим, какую великую пользу извлекали святые отцы, поучаясь в смирении. «Смиренному некуда падать», — можем прочесть мы в Отечнике, потому что он почитает себя ниже всех. И именно размышляя о себе в таком ключе, не превозносясь над другими, а смиряясь перед людьми и перед Богом, человек способен достичь святости. В чём да поможет нам всем Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О ветхозаветном законе и новой надежде
В 7-й главе Послания апостола к евреям есть слова: «Закон ничего не довёл до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
О ветхозаветном законе и новой надежде — священник Захарий Савельев.
Закон ничего не довёл до совершенства. Закон дан человеку в Ветхом Завете для того, чтобы человеку совсем не упасть в прегрешение, для того, чтобы человечеству не умереть в беззакониях. Закон строго загоняет человека в рамки для того, чтобы, когда греховный дурман рассеялся и явилась истина, человек узрел эту истину, покаялся в своих прегрешениях и воспринял её с добрым сердцем и чистыми намерениями.
Закон, наподобие родителя, насильно отвращает человека, как родитель отвращает ребенка от огня, чтобы он не опалил себя, развернув его в другую сторону. А будущая надежда, которой служит этот закон, воспринимается уже добровольно покаявшимся и очистившимся сердцем. И эта новая надежда и есть Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О подвиге святителя Досифея, митрополита Молдавского

Сегодня 26 декабря. День памяти святителя Досифея, митрополита Молдавского, жившего в семнадцатом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
В наши дни нам доступно православное образование и просвещение. Есть множество проектов: можно получить через интернет, через радио, через телевидение знания о богословии, изучить наследие святых отцов. А однако были времена, когда и люди вокруг были неграмотные. Так ещё если была богоборческая власть, так и возможности такой спокойно не было.
Когда мы смотрим на историю румынского народа, то мы видим, с одной стороны, это была автономия, которой не было у других православных народов — у сербов, у греков, у болгар — от османского владычества. Но, с другой стороны, больше дано — больше спросится. И то, что было автономное православное правление, накладывало на румынский народ большую ответственность перед Господом.
И эту ответственность на себя взял святитель Досифей, митрополит Молдавский. Конечно, его стали обвинять, что он на самом деле якобы шпион московского русского царства, и под конец жизни он вынужден был бежать на территорию Речи Посполитой, тоже в православные края. Умер во Львове, потому что уже не мог оставаться на своей родине ради просвещения, которому он трудился.
Но, как и в наши дни, порой обвиняют в православных странах людей в том, что они якобы связаны с Россией, что они действуют не в интересах своего народа, а в интересах какого-то русского правительства. Точно так же обвиняли и этого святителя, но спустя века его прославили в лике святых. Поэтому и сейчас человек, который служит единству православных народов, который служит церковному просвещению, может столкнуться с гонениями, но Господь обязательно всё расставит по своим местам.
Все выпуски программы Актуальная тема











