
Однажды известный писатель, драматург, историк и путешественник 19 века Андрей Муравьёв приехал в Иерусалим и в храме Гроба Господня разговорился с монахами. Узнав, что их собеседник из России, иноки стали расспрашивать его о Троице-Сергиевой Лавре. Сконфуженный Муравьёв был вынужден признаться, что хотя родился в Москве, в этой близкой сердцу каждого православного и знаменитой во всём мире святой обители... никогда не бывал! Он дал обещание по возвращении домой непременно посетить Лавру. И сдержал его, побывав не только там, но и во многих других, знаменитых и не очень, монастырях Отечества. Впечатлениями от паломничества Андрей Муравьёв поделился с читателями в своих очерках под названием «Путешествие по святым местам русским».
Первая часть этого масштабного произведения увидела свет в 1836 году и была посвящена, как можно догадаться, Троице-Сергиевой Лавре. Каждая последующая часть была посвящена новому месту паломничества. Полное же издание вышло спустя 10 лет, в 1846-м. Книга о святынях, полная глубоких авторских переживаний, к тому же написанная лиричным художественным языком, пользовалась большой популярностью у читателей. Однако после 1917 года стала настоящей библиографической редкостью. Буквально до недавнего времени её можно было встретить разве что в репринтном издании с дореформенной орфографией. Ситуацию исправили в издательстве «Белый город», где «Путешествие по святым местам русским» Андрея Муравьёва вышло в современном правописании с большим количеством фотографий и иллюстраций.
В книгу с первых же строк погружаешься буквально с головой. И, кажется, своими глазами видишь, как в прозрачном сумраке летней ночи вырисовываются величественные древние соборы и башни Троице-Сергиевой Лавры. Или как сверкают на солнце куполА Ново-Иерусалимского монастыря, похожие издалека на золотую гроздь винограда. Автор в подробностях описывает устроение каждой обители, где ему удалось побывать. Муравьёв общался с настоятелями монастырей и простыми монахами, узнавал от них множество интересных деталей. Эти беседы он умело вплетает в текст; диалоги оживляют повествование, делают его увлекательным и ярким.
Соборы Кремля, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде, Софийский собор в Великом Новгороде, Валаам и ещё несколько десятков обителей стали пунктами большого и захватывающего «Путешествия по святым местам русским». Главную цель которого сам автор, Андрей Муравьёв, сформулировал так: «Я желал... чтобы описание отечественной святыни утверждало в нас любовь к православию, которым всегда держалась и тверда будет земля Русская».
«Рюрик — загадки личности». Сергей Алексеев

Гостем программы «Исторический час» был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел о том, что известно о Рюрике, первом правителе Руси и родоначальнике русской княжеской династии, ставшей впоследствии царской. Почему его личность связана с таким количеством загадок, а историки до сих пор спорят, кем он был и существовал ли вообще.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
«Терпение и смирение». Протоиерей Сергий Попов, Татьяна Маругова, Светлана Чехова
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Сергий Попов, общественный деятель Татьяна Маругова и предприниматель Светлана Чехова размышляли, что такое смирение и терпение, чем они различаются, может ли терпение повредить человеку и как строить отношения с окружающими на основе правильно понятого смирения.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.