— Уже девять лет как мы не видались. А вчера в храме как поглядела на вас — Господи! Ни капельки не изменились. Только похудели, и бородка длиннее стала.
В отрывке, который только что прозвучал, мать беседует с сыном. Но почему тогда она обращается к нему на «вы», и даже как будто с некоторой робостью? Дело в том, что её сын — архиерей — то есть представитель высшей степени церковной иерархии, глава епархии. И именно из почтения к столь высокому духовному сану своего чада мать не решается заговорить с ним непринуждённо, как когда-то в детстве. Такова завязка художественного фильма, который называется «Ныне прославися Сын Человеческий» — эпизод из него мы как раз сейчас и услышали. Картину на киностудии Довженко в 1991-м году снял режиссёр Артур Войтецкий. Картина стала экранизацией сразу трёх известных рассказов Антона Павловича Чехова: «Архиерей», «Княгиня» и «Святой ночью».
В центре киноповествования — архиерей, кроткий, добрый и тяжело больной человек. Его сыграл известный актёр Богдан Ступка. Главный герой фильма остро нуждается в душевном тепле, ему хочется, чтобы кто-нибудь поговорил с ним попросту, а не как с высоким церковным начальством. После встречи с матерью, которая, как и все остальные, общается с ним почтительно и робко, архиерей размышляет о своём внезапно нахлынувшем чувстве одиночества.
— Не могу привыкнуть к тому, что сан мой возбуждает в людях страх. Кажутся они маленькими, испуганными в моём присутствии. Все робеют. Жалко. Только в храме я чувствую себя покойно и счастливо.
В картине «Ныне прославися Сын человеческий» именно мы становимся теми, кто видит в Архиерее простого человека. Даже больше: следуя режиссёрскому замыслу, мы чувствуем в герое того, кого не посмела увидеть в нём даже родная мать: беззащитного, нуждающегося в любви ребёнка. Неспроста на протяжении всего фильма постоянно появляются короткие флешбэки — ретроспективные вставки — в которых мы видим главного героя в детстве. Помогает восприятию и создаёт особенную атмосферу и музыкальное оформление фильма. В картине звучат фрагменты православных Богослужений и народные песни.
Стоит особо ещё раз вспомнить о том, что режиссёр Артур Войтецкий мастерски соединил в сюжете одного фильма сразу три чеховских рассказа: «Архиерей», «Святая ночь» и «Княгиня». И каждый из их героев появляется на экране не случайно. Например, Княгиня-благотворительница, для которой все её благодеяния — лишь способ самоутверждения без тени подлинной любви к людям. Княгиня не способна разглядеть истинные нужды ближнего, но уверена, что повсюду сеет свет и радость. В одном из эпизодов фильма она мысленно восхищается собой и собственной так называемой добродетельностью.
— Как хорошо прощать обиды и приветливо улыбаться своим врагам. На душе у меня весело, ясно и тепло. Улыбка моя необыкновенно ласкова и мягка. Я счастлива. Как я счастлива!
Прозвучавший монолог из фильма «Ныне прославися Сын Человеческий», по-чеховскому трагикомичен, и тем сильнее он помогает понять главную мысль всей картины: как важно научиться не формальному, а искреннему состраданию, быть чуткими к нуждам и переживаниям ближних. Ведь иногда достаточно просто от души поговорить с человеком, чтобы он больше не чувствовал себя одиноким.
Быть плохой. Екатерина Каштанова
Наверное в жизни каждого человека бывали случаи, когда мы тревожились о том, что про нас думают окружающие. Ну вот это:
— А что же скажут люди? Как я буду выглядеть в их глазах?
Мне всегда хотелось одобрения. Ведь я себя считала хорошим человеком. Но однажды произошла история, которая поменяла мой взгляд на этот вопрос.
Мы дружили с одним человеком много лет. Вместе проходили повороты жизни. Да, конечно, возникали и ссоры, и разногласия, но по-христиански мы это преодолевали. Ведь у нас есть прощение и снисхождение к недостаткам друг друга по заповеди Христа «носить бремена друг друга».
Но в какой-то момент жизни мы не поняли друг друга. Произошел конфликт. И мой добрый друг стал видеть меня злой. Он требовал заботы и любви, которые я не в состоянии была дать. Мои обстоятельства оказались так сложны, что я сама нуждалась в опоре вместо несения другого.
Не буду даваться в подробности. Тут главное, что я оказалась плохой для моего друга. А потом я увидела осуждающие взгляды наших общих знакомых.
Сначала мне это причинило боль. Ведь тут и гордыня оказалась задетой, и воспаленному тщеславию было место. Как это так, я такая хорошая, а меня осуждают? А потом я поняла. Нет, не надо людям ничего доказывать. Ведь излагая свой взгляд на конфликт, я уподоблюсь Хаму — открою грех другого человека. Уж лучше потерпеть осуждение. И, возможно даже клевету. Понести все это как лекарство.
В конфликте как правило есть доля вины каждой из сторон. Вот за свою долю вины я и решила не сопротивляясь понести боль от укоризненных взглядов окружающих. Я позволила себе быть плохой для кого-то. А подлинную долю моей вины знает лишь Господь. И со временем все расставит по местам. А я буду молиться, чтобы каждый увидел свой грех.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Про принятие себя. Мария Чугреева
Святитель Феофан затворник сказал: «Первый предмет терпения — терпение себя. Терпеть себя — значит, когда видишь свои ошибки и недостатки, то не нужно расстраиваться или возмущаться, тем более, отчаиваться, ибо все это есть признак гордости».
Действительно, мы можем быть недовольными, возмущаться поступками другого человека, и это явно грешно, не по- христиански. Но разве мы задумываемся над тем, что непринятие себя, своей греховности — еще более страшное духовное явление.
Я сама часто говорю; «как я могла так сделать?», как бы, не давая, себе права на ошибку. Но в этом то и заключается духовная проблема — тебе кажется, что какие-то вещи ты уже не совершишь, потому, что чего-то достиг или достигла в духовной жизни!
Еще более страшно, когда вслед за ошибкой испытываешь отчаяние, наступает уныние. Вовсе уходит молитвенный дух, ты уже считаешь, что обращение к Богу бессмысленно, и он тебя, грешную, не услышит. Но «сила Божия в немощи совершается». Мы не можем без помощи Господа избавиться ни от одного греха, не может преодолеть искушение. А лукавый в момент ошибки, проступка затягивает нас в водоворот страшных мыслей: «все бесполезно, я не спасусь, Бог меня не слышит».
Эта ситуация принятия себя, своей греховности по-разному была пройдена апостолом Петром и Иудой, Оба предали Христа, Но Петр покаялся, был оправдан, а после и прославлен Господом, а Иуда не мог по гордости признать свое грехопадение. И попрал самый главный Божий дар — жизнь.
Так и мы, как мне кажется, впадая в отчаяние и «непринятие» себя уничтожаем в себе образ Божий, попираем его замысел, предаем Его. И отходим от Бога, вместо того, чтобы после какого-то «промаха», именно так, как известно, переводится с греческого слово «грех», встать и пойти дальше к цели. А у христиан она неизменна — спасение души!
Дай Бог нам находить силы не поддаваться гордыне, а молиться Богу об осознании того, что мы всего лишь грешные люди...
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
Игоревская икона Божией Матери
Игоревский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Елеуса, что в переводе с греческого означает Умиление. Изображение передаёт исполненное безграничной любви общение Пречистой Девы и Её Божественного Сына. Младенец Христос прижимается щекой к лику Матери, а Она с нежностью склонила к Нему голову.
Название иконы связано с именем святого страстотерпца Игоря, благоверного князя Черниговского. Он жил в двенадцатом веке. Это было время междоусобных войн за Киевский престол между двумя ветвями династии Рюриковичей. В 1138 году к власти в городе с помощью интриг и военных действий пришёл Черниговский князь Всеволод Ольгович. Он игнорировал интересы жителей и настроил их против себя. А умирая, завещал престол своему младшему брату Игорю.
Киевляне принесли присягу новому правителю, но при этом слукавили. Они тайно призвали на престол Переяславского князя Изяслава и помогли ему завладеть городом. Дружину Игоря разбили, а сам он был вынужден скрываться. Беглеца взяли в плен и заточили в сруб без окон и дверей, вкопанный в землю. Пленник тяжело заболел и попросил у Изяслава позволения принять иноческий постриг перед смертью. Тот проявил милосердие, Игорь стал насельником Киево-Печерской лавры и прожил там год. Он строго держал монашеские обеты, дни и ночи проводил в молитве перед иконой Божией Матери.
Игорь был уже далёк от политики. Но в Киеве нашлись люди, которые решили расправиться с князем-иноком. Они ворвались в храм, где Игорь молился, и жестоко убили его. Церковь прославила мученика в лике святых. Икона Божией Матери, перед которой он предстоял в свой последний час, стала называться Игоревской.
Реликвия долгое время хранилась в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. На протяжении веков по молитвам перед ней паломники получали от Богородицы утешение и помощь. Но во время фашистской оккупации в сороковые годы двадцатого века Игоревская икона бесследно исчезла, её местонахождение неизвестно до сих пор.
Однако в Москве, в Третьяковской галерее хранятся два списка чудотворного образа. Оба они выполнены в шестнадцатом веке по распоряжению митрополита Макария. Московский святитель благословил тогда сделать точные копии самых почитаемых на Руси икон. Игоревская была одной из них.
Все выпуски программы Небесная Заступница