— Уже девять лет как мы не видались. А вчера в храме как поглядела на вас — Господи! Ни капельки не изменились. Только похудели, и бородка длиннее стала.
В отрывке, который только что прозвучал, мать беседует с сыном. Но почему тогда она обращается к нему на «вы», и даже как будто с некоторой робостью? Дело в том, что её сын — архиерей — то есть представитель высшей степени церковной иерархии, глава епархии. И именно из почтения к столь высокому духовному сану своего чада мать не решается заговорить с ним непринуждённо, как когда-то в детстве. Такова завязка художественного фильма, который называется «Ныне прославися Сын Человеческий» — эпизод из него мы как раз сейчас и услышали. Картину на киностудии Довженко в 1991-м году снял режиссёр Артур Войтецкий. Картина стала экранизацией сразу трёх известных рассказов Антона Павловича Чехова: «Архиерей», «Княгиня» и «Святой ночью».
В центре киноповествования — архиерей, кроткий, добрый и тяжело больной человек. Его сыграл известный актёр Богдан Ступка. Главный герой фильма остро нуждается в душевном тепле, ему хочется, чтобы кто-нибудь поговорил с ним попросту, а не как с высоким церковным начальством. После встречи с матерью, которая, как и все остальные, общается с ним почтительно и робко, архиерей размышляет о своём внезапно нахлынувшем чувстве одиночества.
— Не могу привыкнуть к тому, что сан мой возбуждает в людях страх. Кажутся они маленькими, испуганными в моём присутствии. Все робеют. Жалко. Только в храме я чувствую себя покойно и счастливо.
В картине «Ныне прославися Сын человеческий» именно мы становимся теми, кто видит в Архиерее простого человека. Даже больше: следуя режиссёрскому замыслу, мы чувствуем в герое того, кого не посмела увидеть в нём даже родная мать: беззащитного, нуждающегося в любви ребёнка. Неспроста на протяжении всего фильма постоянно появляются короткие флешбэки — ретроспективные вставки — в которых мы видим главного героя в детстве. Помогает восприятию и создаёт особенную атмосферу и музыкальное оформление фильма. В картине звучат фрагменты православных Богослужений и народные песни.
Стоит особо ещё раз вспомнить о том, что режиссёр Артур Войтецкий мастерски соединил в сюжете одного фильма сразу три чеховских рассказа: «Архиерей», «Святая ночь» и «Княгиня». И каждый из их героев появляется на экране не случайно. Например, Княгиня-благотворительница, для которой все её благодеяния — лишь способ самоутверждения без тени подлинной любви к людям. Княгиня не способна разглядеть истинные нужды ближнего, но уверена, что повсюду сеет свет и радость. В одном из эпизодов фильма она мысленно восхищается собой и собственной так называемой добродетельностью.
— Как хорошо прощать обиды и приветливо улыбаться своим врагам. На душе у меня весело, ясно и тепло. Улыбка моя необыкновенно ласкова и мягка. Я счастлива. Как я счастлива!
Прозвучавший монолог из фильма «Ныне прославися Сын Человеческий», по-чеховскому трагикомичен, и тем сильнее он помогает понять главную мысль всей картины: как важно научиться не формальному, а искреннему состраданию, быть чуткими к нуждам и переживаниям ближних. Ведь иногда достаточно просто от души поговорить с человеком, чтобы он больше не чувствовал себя одиноким.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер