
— Я не нахожу никакой вины в этом человеке, я отпускаю его!
— Никакой вины? Ты с ума сошёл, Пилат. Народ растерзает тебя. Кроме того, народ просит у тебя освобождения Вараввы.
Только что прозвучал фрагмент из художественного фильма «Варавва». В этом эпизоде разыгрываются евангельские события, которые принято называть Судом Пилата, когда арестованного Христа привели к Понтию Пилату — римскому наместнику Иудеи.
Сюжет фильма — история разбойника Вараввы, осуждённого на распятие. Под давлением первосвященников и по требованию толпы его, а не Христа, отпустили на волю в честь праздника Пасхи. Режиссёр Евгений Емелин взял за основу своего фильма роман английской писательницы Марии Корелли. Так что события, которые разворачиваются на экране, — это художественный вымысел. Поэтому в фильме есть герои и сюжетные линии, отсутствующие в Евангелии. К ним, например, можно отнести Юдифь Искариот — сестру предателя Иуды, и выстроенную с помощью её образа детективно-любовную коллизию. Да и о самом Варавве в первоисточнике — Евангелии — мы не найдём подробного рассказа. А вот в картине Евгения Емелина помилованный разбойник становится главным героем и пытается понять, кто тот Человек, которого распяли вместо него, действительно ли Он — Сын Божий? В одном из эпизодов фильма Варавва встречает апостолов и надеется получить ответ на главный вопрос: правда ли то, что Христос воскрес?
— Знаешь ли ты о том, что Тот, которого так жестоко распяли, славно воскрес из мёртвых?
— Ты в самом деле веришь, что Он воскрес?
— Конечно, верю. Мы идём в Вифанию, потом в Галилею, как завещал нам Учитель. Он обещал нас встретить по дороге. Может, ты тоже встретишь…
Именно о встрече с Богом рассказывает нам фильм «Варавва». Встрече подчас неожиданной, ошеломляющей, но непременно преображающей. Режиссёр Евгений Емелин, в распоряжении которого был весьма небольшой бюджет, сумел снять ленту, которая, по мнению многих критиков, в эмоциональном плане не уступает известным голливудским фильмам на библейскую тематику. Например, тому же «Разбойнику Варавве» — картине 1961 года со схожим сюжетом. Съёмки отечественного фильма проходили в Крыму, но зритель едва ли узнает Бахчисарай, Севастополь и Ялту — настолько они преобразились на экране в древний Иерусалим и его окрестности.
Преображаются в фильме, конечно, не только декорации. А прежде всего — человеческие души. Римский сотник, который охранял Гроб Христа и совсем недавно смеялся над словами о том, что Иисус воскреснет из мёртвых, со страхом и трепетом свидетельствует о Воскресении. А главный герой, Варавва, мечется в поисках истины, которая оказывается совсем рядом с ним. Именно о ней говорит Варавве Мария Магдалина. Это происходит в одном из наиболее эмоциональных эпизодов фильма — во время Крестной казни Христа.
— Успокойся и молись. Не бойся. Оставайся с нами на коленях. Мрак развеется, и Свет… Свет уже близок!
Близость этого света Христова воскресения и духовную радость явственно ощущаешь при просмотре картины, которая, кстати, нашла отклик у самой широкой зрительской аудитории. И это, пожалуй, не удивительно: как считает режиссёр Евгений Емелин, многие из нас в Варавве с лёгкостью узнают себя. И, может быть, вслед за героем фильма, почувствуют, что Бог очень близко.
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема