
— Я не нахожу никакой вины в этом человеке, я отпускаю его!
— Никакой вины? Ты с ума сошёл, Пилат. Народ растерзает тебя. Кроме того, народ просит у тебя освобождения Вараввы.
Только что прозвучал фрагмент из художественного фильма «Варавва». В этом эпизоде разыгрываются евангельские события, которые принято называть Судом Пилата, когда арестованного Христа привели к Понтию Пилату — римскому наместнику Иудеи.
Сюжет фильма — история разбойника Вараввы, осуждённого на распятие. Под давлением первосвященников и по требованию толпы его, а не Христа, отпустили на волю в честь праздника Пасхи. Режиссёр Евгений Емелин взял за основу своего фильма роман английской писательницы Марии Корелли. Так что события, которые разворачиваются на экране, — это художественный вымысел. Поэтому в фильме есть герои и сюжетные линии, отсутствующие в Евангелии. К ним, например, можно отнести Юдифь Искариот — сестру предателя Иуды, и выстроенную с помощью её образа детективно-любовную коллизию. Да и о самом Варавве в первоисточнике — Евангелии — мы не найдём подробного рассказа. А вот в картине Евгения Емелина помилованный разбойник становится главным героем и пытается понять, кто тот Человек, которого распяли вместо него, действительно ли Он — Сын Божий? В одном из эпизодов фильма Варавва встречает апостолов и надеется получить ответ на главный вопрос: правда ли то, что Христос воскрес?
— Знаешь ли ты о том, что Тот, которого так жестоко распяли, славно воскрес из мёртвых?
— Ты в самом деле веришь, что Он воскрес?
— Конечно, верю. Мы идём в Вифанию, потом в Галилею, как завещал нам Учитель. Он обещал нас встретить по дороге. Может, ты тоже встретишь…
Именно о встрече с Богом рассказывает нам фильм «Варавва». Встрече подчас неожиданной, ошеломляющей, но непременно преображающей. Режиссёр Евгений Емелин, в распоряжении которого был весьма небольшой бюджет, сумел снять ленту, которая, по мнению многих критиков, в эмоциональном плане не уступает известным голливудским фильмам на библейскую тематику. Например, тому же «Разбойнику Варавве» — картине 1961 года со схожим сюжетом. Съёмки отечественного фильма проходили в Крыму, но зритель едва ли узнает Бахчисарай, Севастополь и Ялту — настолько они преобразились на экране в древний Иерусалим и его окрестности.
Преображаются в фильме, конечно, не только декорации. А прежде всего — человеческие души. Римский сотник, который охранял Гроб Христа и совсем недавно смеялся над словами о том, что Иисус воскреснет из мёртвых, со страхом и трепетом свидетельствует о Воскресении. А главный герой, Варавва, мечется в поисках истины, которая оказывается совсем рядом с ним. Именно о ней говорит Варавве Мария Магдалина. Это происходит в одном из наиболее эмоциональных эпизодов фильма — во время Крестной казни Христа.
— Успокойся и молись. Не бойся. Оставайся с нами на коленях. Мрак развеется, и Свет… Свет уже близок!
Близость этого света Христова воскресения и духовную радость явственно ощущаешь при просмотре картины, которая, кстати, нашла отклик у самой широкой зрительской аудитории. И это, пожалуй, не удивительно: как считает режиссёр Евгений Емелин, многие из нас в Варавве с лёгкостью узнают себя. И, может быть, вслед за героем фильма, почувствуют, что Бог очень близко.
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема