
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

В последний день перед началом Великого поста церковь предлагает нашему вниманию ряд чтений, которые призваны расставить акценты, помочь правильно осмыслить тот путь, по которому многие из нас собираются идти. Если Евангельское чтение говорит нам о духовной дисциплине, о том, что мы призваны к примирению с ближними, Апостольское оказывается в большей степени ориентированным на дисциплину духовную.
Стоит помнить, что проповедую в языческом мире христиане обращались к людям, которые не знали ни библейского учения о человеке, ни тем более учения о Боге. Их проповедь захватывала сознания людей настолько, что они обращались к ней всем сердцем. Однако, оказывалось, что обратиться к Богу и прийти к нему — не одно и тоже. Уверовавшим предстоял трудный путь.
Из истории богослужений мы знаем, что чтение, которое входит в предпостовой и постовой циклы, были в первую очередь обращены к оглашённым. То есть к тем, кто готовится стать членами церкви. Эти люди проходили долгий путь, и слова, с которых начинается сегодняшнее чтение, оказывались для них очень актуальными. «Братья, сейчас ближе к нам спасение, чем тогда, когда мы уверовали». И это именно так. Спасение — цель, к которой мы можем приближаться, и от которой мы можем отдаляться.
Хотя, радио слушают очень разные люди, мало кто осознаёт себя оглашаемым, мало кто готовится ко крещению. И если это так, как же нам воспринять это чтение? На самом деле очень просто. Ведь, даже будучи крещёнными давным-давно, мы можем воспринять сегодняшний день, и шире этот пост, как время, в которое и нам стоит обновить обеты своего крещения.
Празднуя Новый год люди часто многие вещи пытаются начать заново, но если говорить о покаянии, точкой обновления наших намерений, обновлении нашего покаянного чувства, нашего стремления к Богу, оказывается именно Великий пост и особенно день, который его предваряет. В течение года мы настолько увлекаемся собой, что нередко забываем о Боге, и в нашей жизни наступает духовная ночь. Но вот она прошла, и день приблизился. И смысл этого дня ни во внешней строгости, ни в чёрных одеждах, ни в хмурых лицах. День — это время, в которое солнце освещает наши дела, и мы видим их ясно, и можем навести в них порядок.
Но не слишком ли часто процесс наведения порядка в собственной душе мы подменяем дисциплинарными спорами? Понятно, что Апостол предостерегает нас от угождения плоти. Понятно, что дисциплина важна, но не превращаем ли мы пост в ту же заботу о плоти, только в другой, как будто бы в перевёрнутой форме.
Впрочем, оно и естественно, ведь рассматривать под лупой этикетки в магазине проще, чем с подобным же пристрастием обратиться к собственной душе, чтобы рассмотреть все её закоулки.
И так, оглашённые должны были понять , что принимая крещение они входят в область света, в область дня, и начинают ходить перед лицом Бога Живого. И вместе с ними в дни поста об этом должны вспомнить и все мы.
5 декабря. О добродетели благодарения Богу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением».
О добродетели благодарения Богу — игумен Назарий (Рыпин).
Благодарность — это вообще духовное состояние христианина, необходимое, потому что в этом есть уже предвкушение жизни будущего века, где всякая тварь будет воздавать поклонение Богу и благодарение Ему. Поэтому очень важно в нашей христианской жизни не только каяться, не только смиряться, но, конечно же, иметь благодарность Богу.
И на это обращает внимание апостол Павел, чтобы мы в том, что избираем, благодарили Бога. Это отсылка ещё к иудейским воззрениям на чистые и нечистые продукты. И то, что было ещё апостолу Петру открыто, то, что Бога светил ты не скверни, то есть не оскверняй. Поэтому всё, что принимается с благодарением, будет нам на пользу, потому что не то, что входит в уста, оскверняет нас, — сам Христос сказал об этом в Евангелии, — но то, что исходит из наших уст. Это всякие гнилые слова, гневные слова, оскорбительные и так далее, слова, которые убивают.
Поэтому важно смотреть на то, что в нас, и с благодарением принимать то, что нам подаётся от Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О мотивации добровольного служения ближним
Сегодня 5 декабря. День волонтёра в России.
О мотивации добровольного служения ближним — протоиерей Михаил Самохин.
Добровольчество — категория, безусловно, христианская. «Друг друга бремена носите, и так исполните закон Христов», — призывает нас святой апостол Павел. И это не только о взаимном терпении недостатков, к которому призван каждый из нас. Это и прямой призыв к тому, чтобы помогать ближним.
Пример добровольного служения ближним показали нам многие святые. Один из близких к нам по времени примеров — служение сёстрами милосердия святых царственных страстотерпцев, императрицы Александры и великих княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии. И это, конечно же, далеко не единственный пример.
Мотивация христианина, добровольно помогающего своему ближнему, предельно проста: он делает то, что делает ради Христа, видя в ближнем образ Спасителя и зная, что сам Господь поступал так же, исцеляя, воскрешая из милосердия, жалости и любви к людям.
К сожалению, сейчас доброе имя волонтёра стало использоваться разного рода посредниками. Между нашими воинами и тем, кто хочет им помочь здесь, в мирной жизни, волонтёрству нужно вернуть доброе имя. И сделать это можем в том числе и мы, православные христиане, своим примером, совершая подвиг служения ближним ради Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 декабря. О личности Афанасия Фета

Сегодня 5 декабря. В этот день в 1820 году родился русский поэт и переводчик Афанасий Фет.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Воспоминания о детстве Афанасия Афанасьевича крайне редко встречаются. Это продиктовано особенностями характера его отца: он был человек суровый, скупой на ласку, а вот мать была терпеливой, покорной женщиной. В доме царила атмосфера тоски, мрака и тягости. Афанасию было просто неуютно в родительском доме, поэтому, как только получилась такая возможность, он тут же оставил родителей.
В 14 лет его огорошили известием о том, что он не имеет права носить фамилию своего отца, и дворянство тоже он лишается. А всё потому, что его родители венчались после того, как родился малыш. Суров закон, но закон. Конечно, это ударило по честолюбию юноши, и он поставил себе цель во что бы то ни стало однажды вернуть себе дворянство.
Когда-то в его жизни появилась девушка по имени Мария Лазич, сербских корней. Девушка, которая искренне любила его и которую он любил, но в то время он ещё был одержим своим идеями по восстановлению своего дворянского чина. И когда он сказал девушке о том, что сейчас не готов, что «мы ещё слишком бедны, у нас ещё своего угла нет», и всё прочее, что на самом деле актуально и сегодня, что можно услышать из уст молодых людей, что является своего рода препятствием к вступлению в брак, они всё оттягивают это на потом и даже вступать в брак не хотят. Всё встать на ноги хотят.
Вот история Афанасия Фета очень поучительна в этом смысле. Он сказал эти слова девушке, а девушка ему ответила, что она готова с ним идти на край света и даже просто впроголодь жить, но лишь бы только вместе с ним.
А он развернулся и поехал по служебным делам. И вскоре, когда командировка кончилась, он вернулся и узнал, что на самом деле случилась трагедия, что девушка сгорела буквально заживо. Его единственная любовь ушла из этого мира, и он понял, что он больше никогда не будет любить никого так и что ушла та, которая любила его больше, чем все вокруг. А он потом ещё женится, причём удачно, он станет богатым человеком и даже дворянство восстановит. Но счастья он больше никогда не встретит. И все его лирические посвящения будут адресованы Марии Лазич, единственной любви его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема











