1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; 26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Сегодняшние чтение начинается с некоторого явного противоречия. Сначала апостол Павел проговаривает мысль, которая уже звучала послании к Коринфянам, он говорит «всё мне позволительно но не все полезно», но уже в следующем стихе продолжает: «Никто не ищет своего, но каждый пользы другого». Так на что же ориентироваться, на свою пользу или на пользу ближнего? Однако поразмыслив понимаешь, что эти высказывания, не противоречат, но оказываются ступенями одного и того же пути.
Любой из нас приходя в церковь ищет сначала своего, стремится наладить отношения с Богом и через это наладить свои отношения в семье и в обществе. Уже здесь в Церкви он узнает понятие греха и добродетели, понимает, что дело не в том, чтобы с Богом договориться, а в том, чтобы стать способным к общению с Ним. Он учится тому, чтобы ограничивать себя, вдумчиво относиться к своей жизни, к каждому поступку... Проходит время и здесь же в Церкви он узнает... по крайней мере должен узнать, что спастись в одиночку невозможно, что, как говорили отцы древности, наше спасение в нашем ближнем, и если мы приобретаем брата, мы приобретаем Господа.
В конце чтения апостол приводит пример, который сегодня может быть совершенно непонятен, но он именно об этом. Итак, ситуация довольно простая. Язычники продавали на рынке мясо, которое было посвящено их богам и христиане смущались и не хотели его есть, потому что считали это участием в языческих ритуалах. Апостол, напротив, был уверен, что за языческими идолами, ничего кроме их вымыслов нет. Бог створил всю землю и всех ее обитателей, и это значит, что все, что продается на рынке можно есть спокойно. В то же время, если кто-нибудь говорил тебе, что это пожертвовано идолу есть уже было нельзя. Как говорит апостол, ради говорящего и ради совести.
Выражение странное и загадочное, но оно получило большое распространение в аскетической литературе. Человек, который приходил в монастырь, старался бороться уже не столько с делами, сколько с помыслами. Он учился тому, чтобы быть внимательным к своей совести, но более того, понимал, что на него смотрит его ближний. Смотрит как на пример, и положительный, и отрицательный. Любовь к ближнему не только в том, чтобы помочь ему, но и в том, чтобы не смутить его, ведь об этом прямо говорит Христос: горе тому, через кого приходит соблазн.
Может быть, ты не делаешь ничего греховного, но заботиться стоит не только о себе, но и о том, как тебя воспримут. Научись видеть себя со стороны. Сколько поразительной братской любви в подобном призыве. Тебе кажется, что все в порядке, это хорошо, но позаботься о своем ближнем. Правильно ли он тебя понимает? И ведь речь идет о вещах, которые ты сам скверными не считаешь. Просто другой может не обладать таким же знанием и смутиться...
Сегодня, судя по опросам, мы не переживаем за другого, даже если делаем что-то не так. Смутится, не смутится, — это его проблемы. Как говорится, не хочет смотреть, пусть не смотрит... Над этим стоит задуматься. Мы часто думаем, что любовь — это когда мы делаем что-то для ближнего... или когда мы терпим его немощи... Но иногда, проявить любовь — это пожалеть его совесть, постараться его не смутить, но быть добрым примером христианской жизни.
«Да молчит всякая плоть человеча»
Великая Суббота — особенный день в церковном календаре. Заканчивается Страстная неделя и православные христиане ожидают наступления праздника Воскресения Христова. В субботу перед Пасхой мы молитвенно вспоминаем пребывание тела Христа во гробе и Его схождение душой во ад. Во времена Ветхого Завета умершие праведники не могли попасть в Царство Небесное — оно было для людей закрыто. Души всех людей после кончины отправлялись в преисподнюю. Однако праведники испытывали там меньшие мучения. После смерти на кресте Христос отправился душой во ад для того, чтобы разрушить власть дьявола над человечеством. Богослужение Великой Субботы наполнено разными по настроению песнопениями. Одни из них готовят нас к Пасхе, а потому являются радостными, предваряющими воскресение Спасителя. Другие молитвословия сочувствуют Христу, перенесшему страшные мучения и встретившему смерть лицом к лицу. Одно из главных песнопений Великой Субботы начинается со слов «Да молчит всякая плоть человеча». О его содержании рассказывает священник Антоний Борисов:
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» звучит на Литургии в момент, когда священник переносит хлеб и чашу с вином на престол — освящённый стол в центре алтаря. Это действие символизирует собой одновременно крестный путь Христа и Его погребение. Обычно считается, что распятие было самым страшным для Спасителя испытанием. Но это не совсем так. Большим мучением для Сына Божьего стала смерть и путь в ад — место, где нет Бога. Христос встретил там абсолютное одиночество. Бог перенёс муку богооставленности. Церковь, понимая, что человек не способен полностью осознать это событие, призывает нас благоговейно созерцать подвиг Христа. Хор поёт: «Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чём земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным». Так выглядит первая часть песнопения «Да молчит всякая плоть человеча», которое говорит о добровольности подвига Христа. Вторая часть молитвословия приоткрывает нам завесу тайны пребывания Спасителя в аду: «Пред Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуия, аллилуия». Церковное предание сообщает нам, что вместе со Христом в ад пришли ангелы. Но не для того, чтобы помочь Спасителю (Он как Бог всё совершил Сам), а чтобы лично увидеть чудо победы Сына Божьего над преисподней.
Песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» поётся в православных храмах только на Литургии Великой Субботы. Богослужение Великой Субботы — уникально и не может быть повторено в иное время. У нас есть возможность послушать песнопение «Да молчит всякая плоть человеча» в исполнении хора-ансамбля Хронос. Давайте ею воспользуемся.
Пасхальное богослужение
Пасхальное богослужение — самое главное в году. Самое торжественное и яркое. Оно проникнуто радостью о Воскресении Христа и победы над смертью. По традиции, служба начинается в субботу незадолго до полуночи. Ведь Христос воскрес в ночь «первого дня после субботы», как говорили тогда иудеи. Первые письменные упоминания о ночной службе на Пасху относятся к третьему веку по Рождестве Христовом, периоду жестоких гонений на христиан, когда праздник был связан для них с большой опасностью.
Сама пасхальная служба, по традиции, сложившейся в России к концу девятнадцатого века, начинается ровно в полночь заутреней и крестным ходом вокруг храма. Крестный ход — дань древней традиции, когда в эту ночь проходило крещение людей, принявших веру Христову, и после Таинства они шли в храм на литургию принять святое причастие. Он также напоминает о пути жен-мироносиц, пришедших к гробнице с погребальным маслом и увидевших, что она пуста. После крестного хода, перед тем, как войти в храм, священник возглашает «Христос воскресе!», и все верующие подхватывают радостную весть ответным возгласом «Воистину воскресе!»
В храме начинается Утреня, которая включает в себя огласительное слово Иоанна Златоуста. Текст этого «слова» глубоко проникновенен: «...Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые — пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и не постившиеся — пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своём убожестве — потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет — потому что в этот день Бог дал людям Своё прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова».
После утрени служится Литургия. Её особенность — чтение Евангелия на разных языках — на латыни, древнегреческом, английском, испанском, французском, немецком и любом другом языке в знак того, что Благая Весть Христа, Его учение обращено ко всем народам мира. Священник читает начальный фрагмент из Евангелия апостола Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог». Слово — значит Христос.
А средоточием Божественной Литургии является Евхаристия, причащение Пречистого Тела и Крови Спасителя.
И всё пасхальное богослужение — от утрени до окончания Литургии — совершается при открытых алтарных, Царских Вратах. И они не затворяются всю Светлую пасхальную Неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия.